Практическое осуществление полового воспитания
Прежде чем отвечать на вопросы ребенка, выясните, о чем, собственно, идет речь. Может быть, вы неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер, доброжелательно и заинтересованно расспросите ребенка, что он сам думает по этому поводу, оцените степень его информированности, источники информации, а также и степень заинтересованности. Это позволит правильно построить ответ. Выработайте в семье согласованную позицию всех взрослых как по отношению к вопросам ребенка, так и по характеру даваемых ответов.
Какими должны быть ответы? Во-первых, они должны быть по своему содержанию естественнонаучными, правдивыми, без всяких нелепых сказок про аистов. Не пытайтесь отрицать очевидное. Например, на вопрос, откуда ребенок появился, или же в более общем плане — откуда берутся дети, отвечайте, что они постепенно вырастают у мамы в животе, и, когда вырастут достаточно большими, мама в родильном доме с помощью доктора ребенка рожает. Ведь ребенок, наблюдающий, как у его матери или знакомой тети живот постепенно увеличивается, а затем она уезжает в родильный дом, откуда возвращается уже без живота, но с ребенком, отчетливо понимает, что ребенок появился из живота матери. Ему часто нужно просто подтверждение взрослыми вывода, к которому он пришел самостоятельно. Если же отрицать это, он оказывается в недоумении, начинает обращаться с вопросами к другим людям, но забыть своего вопроса, разумеется, не может: слишком это важно — появление на свет нового человека.
Во-вторых, объем информации и ее форма должны быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ведь правда — это совсем не обязательно все то, что вы сами знаете по данному вопросу. Правда для ребенка — это лишь то, что, соответствуя действительности, находится на уровне его понимания и может быть для него полезным.
В-третьих, ответ должен быть связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и допускает какие-либо «технические» моменты.
В-четвертых, ответ должен быть интересным, чтобы ребенок с очередным вопросом обратился именно к вам, а не к посторонним людям.
В-пятых, если ребенок спросил о чем-либо действительно неприличном, постарайтесь выразить полное равнодушие к содержанию вопроса, сделать вид, что это совершенно неинтересная тема. Тогда и у ребенка погаснет интерес к этому вопросу, ваше равнодушие передастся ему. Если же вы выразите удивление, возмущение, выскажете порицание, то этот вопрос заинтригует ребенка, и он продолжит расспросы на стороне. Помните: правильные и доброжелательные ответы сближают, ложные — отдаляют родителей и детей.
Следует контролировать источники возможной информации ребенка, в том числе и то, что он читает. Правда, по вопросам, связанным с половым воспитанием, литературы специально для детей пока нет. Поэтому нет и возможности рекомендовать что-либо для родителей, чтобы они давали читать ребенку. Если же в руки к нему попала книга, которую ему еще не следует читать, постарайтесь и это использовать в интересах воспитания. Не стоит отнимать такую книгу, так как от этого она приобретает лишь дополнительный интерес, но читаться уже будет тайком. Следует самому прочесть книгу и затем поговорить с ребенком о ее содержании, выясняя, что именно он там понял, чтобы внести необходимые коррективы.
Необходимо для полового воспитания и предварительное осведомление ребенка, подростка, юноши (девушки) в вопросах рождения детей, особенностей мужского и женского пола и т. д. Однако для того, чтобы оно было эффективным и правильным, следует знать, что именно и в каком возрасте интересует мальчиков и девочек и что именно они в этом возрасте уже знают по интересующему вопросу. Ясно, что сообщаемая информация должна быть новой и к тому же интересной. В этом случае она будет убедительной и окажется полезной в плане предотвращения вредных влияний со стороны. Соответствующая научная работа уже проводится, и в ближайшее время мы сможем дать родителям рекомендации и в этом.
Полезным в половом воспитании может быть и переключение. Смысл его заключается в следующем. Если родители замечают, что подросток или юноша (девушка) проявляют слишком большой интерес к другому полу, следует специально придумать для них какое-либо интересное занятие, которое бы требовало к тому же затраты энергии и сил. Однако нецелесообразно подавлять интерес к другому полу, препятствовать контактам. Напротив, нужно, чтобы этот интерес возможно теснее переплетался с новым увлечением, с другими занятиями. В этом случае интерес к другому полу не будет поглощать ребенка целиком, не будет самоцелью. К тому же, воздействуя на различные связанные с ним интересы и увлечения, можно будет найти способ воздействия и на этот интерес.