Неверные установки в половом воспитании
Аскетическая установка
. Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того, аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения, отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви все, что связано с продолжением рода, стало считаться греховным, нечистым, высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего, кроме ханжества и лицемерия, это принести не могло, так как осуждению подвергалось естественное, неизбежное стремление и право человека.
Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возможности оградить от контактов с мужским полом — не разрешают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добавляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы, воспользовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому полу. Затем прививается мысль о безнравственности, греховности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девушки остается лишь то, что связано с расчетом и формальной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством внутреннего антагонизма по отношению к мужу, и это является одним из важнейших источников разлада супружеской жизни, так как превращает ее в обязанность, в тяжелый и неприятный долг.
Аскетическая установка в половом воспитании подавляет, особенно у девушки, непосредственные проявления полового влечения, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рассудочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личностных контактах. Вместо естественного, здорового интереса к мужскому полу у девушки в голове тщательно разработанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчайшие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской (см. ниже).
Аскетическая установка может быть преодолена как в результате выраженности собственного стремления девушки к личностному общению, так л в результате настойчивости окружающих, разумеется, если девушка достаточно привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несовместимости (дисгамии). Последнее же, согласно наблюдениям А. М. Свядоща, способствует возникновению женского пассивного гомосексуализма.
Потребительская установка
. В качестве особого явления эта установка более характерна для воспитания девочек.
Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью — это выхолащивает его, извращает смысл. Тем не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», содержал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».
Если разобраться, то в основе всего этого помимо мелочного мещанского расчета лежит и неуважение к человеку, будь то собственная дочь или ее будущий муж, глубокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности, инструментом не союза, а разобщения.
В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к так называемому целомудрию. Половое воспитание должно быть направлено, в частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Однако при этом нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежденность в том, что конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной, что в основе этого гармоничного комплекса лежит чувство любви и взаимного уважения, и ни одна его часть не может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это дерево, у которого корни в телесном мире, а ветви его разветвляются над этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все больше, все богаче». Специально выделять и превращать в предмет спекуляции и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то целомудрие само по себе, как таковое,— качество, которое никому не нужно, и держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.