Система видов и методов контроля знаний учащихся при изучении учебной дисциплины «Технология хранения плодов и овощей»
Опрос в виде соревнования проводится после изучения программы второго курса по хранению продукции. Преподаватель заранее готовит вопросы и раздает учащимся. При этом предупреждает, что ответы должны быть предельно краткими и конкретными. Учащимся приходится повторить весь изученный материал, систематизировать его, определить главное.
На уроке в помощь преподавателю выбираются два учащихся (из отличников), которые объявляют критерий оценки знаний, следят за ответами, ведут учет оценок. В случае неточного ответа они исправляют отвечающих. Группа разбивается на 5 команд (по 5 человек). Преподаватель задает вопросы каждой из команд из расчета 15 вопросов – три минуты. Если члены одной команды не дают ответа, то преподаватель разрешает ответить на этот вопрос другой команде. На такой опрос уходит не более 20 минут, а повторяется практически весь материал. Итоговые оценки называются сразу.(приложение 9)
К семестровым экзаменам по теории хранения продукции в билеты в обязательном порядке включаем теоретические вопросы, требующие обобщения материала и практические задачи. Билеты составляются, по возможности, равнозначные по трудности.
В колледже осваивается контрольно-обучающая программа. Суть ее в том, что по любой теме или предмету вводится краткий конспект теоретического материала. К каждой теме вводится перечень вопросов и правильных ответов. Вопросы могут быть и программированными (на один вопрос три или четыре ответа и один из них верный).
Учащиеся повторяют тему и проверяют себя по вопросам. На программированный опрос машина выдает оценку «5» или «0» баллов.
Другой вариант: учащийся вводит свой ответ, но он должен содержать «ключевое» слово правильного ответа. Оценка в данном случае «5», «4», «3», «0» баллов.
Повторив всю тему, учащийся на экран выводит фамилию и общую оценку.
Использовать данную программу можно по любому предмету. Создание компьютерных классов в колледже открывает новые возможности для организации творческой работы учащихся на уроках.
Успех познавательной деятельности учащихся определяется прежде всего тем, насколько преподаватель осознает значимость такой работы, необходимость вести её постоянно и целенаправленно, владеет методическими приемами её организации.
Заключительный этап контроля – анализ и оценка знаний учащихся. Именно при оценке знаний проявляется объективность контроля, и, следовательно, в наибольшей степени выполняется его воспитательная функция.
При оценке знаний учащихся мы придерживаемся следующих факторов:
- объективность выставляемой оценки;
- комментирование выставленной оценки (при этом для одних учащихся важно, чтобы были отмечены недостатки ответа или выполненной работы, для других достоинства);
- значимость оценки, весомость её при выведении итоговых результатов, недопустимость случайных пятерок или двоек за забытую тетрадь, отсутствие внимания на уроке и т.д.;
- дифференцированный подход к учащимся при выведении оценок. Успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от ориентации системы контроля на конечные цели обучения.
Мощные психологические факторы направленного действия – это систематический контроль и ежедневное оценивание знаний.
Правильно организованный, дающий объективные данные контроль – не только метод определения эффективности обучения, но и одно из средств формирования рациональных приемов умственной деятельности и практических умений, стимулирование познавательной активности. Он воспитывает чувство ответственности за результаты своего учебного труда, способствует формированию личности будущего специалиста.
Преобразовать процесс обучения на данном этапе поможет внедрение компьютеризации. С помощью компьютера можно вести оперативный контроль на уроках и регистрацию результатов самостоятельной работы, добиться регулирования деятельности учащихся на основе самоконтроля.