Особенности строения мозга человека.

В речевых областях разделение коры на слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.

Большое значение имеют передняя и задняя центральные извилины. Передняя центральная извилина – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение­; задняя центральная извилина воспринимает ощущения от мышц. Каждая мышца тела связана с «чувствительной проекцией» в задней центральной извилине – благодаря этому человек чувствует положение и состояние каждой части тела : например, согнута или выпрямлена рука, как повернута голова и т.п.; по нервным путям из передней центральной извилины ко всем мышцам бегут нервные импульсы, которые заставляют одну мышцу сокращаться и напрягаться , а другую – расслабляться.

Участок головного мозга, который представляет собой непосредственное продолжение спинного, называется продолговатым мозгом. Он хорошо виден на нижней поверхности головного мозга, а также если разрезать весь головной мозг в продольном направлении на две равные части. Впереди продолговатого мозга в виде поперечного вала расположен Варолиев мост. С продолговатым мозгом и мостом связана большая часть нервов головного мозга. Сюда идут центростремительные импульсы от органов слуха, кожи головы, слизистой оболочки полости рта. Через блуждающий нерв продолговатый мозг связан с органами кровообращения, пищеварения, дыхания. Следовательно, его деятельность имеет непосредственное отношение к важнейшим жизненным отправлениям: здесь находятся центры дыхательной, сердечно – сосудистой системы, мимических мышц лица, жевания, глотания, рвоты, кашля, слюноотделения и многие другие. Позади продолговатого мозга и Варолиева моста расположен мозжечок. Поверхность мозжечка испещрена многотысячными бороздками, состоит из серого вещества. Сюда направляются импульсы с периферии, в частности, от всех мышц тела, а также из коры больших полушарий и других отделов мозга. Мозжечок принимает участие в координации движений. Нарушение этой функции наблюдается при некоторых заболеваниях, а также при опьянении. Небольшой участок мозга, расположенный над Варолиевым мостом, называется средним мозгом. Здесь находится скопление нервных клеток, или ядра, принимающие участие в регуляции мышечного тонуса.

Моторное развитие человека.

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.

Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов ( новейших органов моторики – пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий ) заканчивается к 2 – 2,5 годам.

До первого полугодия жизни ребенку присущи массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера. В пяти – шестимесячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка : наблюдается переход от синкинезий к синнергиям ( синкинезии – одновременные движения, лишенные смысловой связи, у взрослых всегда патологические ; синергии – содружественные движения или их компоненты, направленные на совместное разрешение определенной двигательной задачи). К семи месяцам ребенок приобретает позу.

Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. Целиком комплект динамических волн ходьбы заполняется только к пяти годам. Дети двух лет производят впечатление увальней, дети трех – семи лет отличаются подвижностью, грациозностью и двигательным богатством, которое проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.

Между семи и десяти годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К одиннадцати годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие, точные движения.

Оформление моторного динамического стереотипа завершается только после полового созревания, т.е. намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Перейти на страницу: 1 2