Речедвигательного анализатора.
В 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин человек теряет способность к членораздельной речи, издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока.
Немного позже – в 1874 г.—другим ученым, Э. Вернике, было установлено, что имеется и зона сенсорной речи: поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать – утрачиваются связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону назвали зоной Вернике.
Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике. Здесь, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные ребенком слова ( точнее, их звуковые образы ), и всю жизнь он пользуется этой «картотекой». Если произошло кровоизлияние или другое поражение в области верхней височной извилины, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова.
Выработка связей между звуками речи и другими ощущениями происходит в иных областях коры мозга. Вся работа по формированию двигательных речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны коры человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
Последние десятилетия очень большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока ( которую он назвал передней речевой областью ) и зоны Вернике ( задняя речевая область ), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.
Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может «научиться» управлять речью, т.е. в нем могут сформироваться речевые зоны ; это происходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдаются при родовых травмах или серьезном поражении левого полушария в раннем детстве. Вопрос о том, в какой мере правое полушарие становится ведущим у левшей, изучается многими исследователями, но до сих пор единого мнения по этому вопросу нет. Пенфилд, например, считает, что и у левшей сохраняется преимущественная роль левого полушария. Однако другой канадский ученый, Б. Милнер, обследовал 123 больных – левшей и пришел к выводу, что у людей с леворукостью ведущая роль левого полушария отмечается в небольшом числе случаев – обычно у них преобладает функция правого полушария. Е.П. Кононова, изучая строение мозга детей, установила, что к двухлетнему возрасту происходит четкое разделение слоев мозговой коры, выявление выраженных особенностей клеток в каждом слое ( дифференциация их ) в речевых областях ( у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом ).
Итак, преимущественное пользование правой или левой рукой обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. Но у левшей, как показали последующие исследования, все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т.е. людьми, имеющими две правые руки : ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии – несколько ниже.