Развитие познавательного интереса к урокам русского языка

"Найди нужную схему". Всем ученикам раздаю карточки, на которых записаны предложения. Ученик читает свое предложение вслух и находит среди заранее начерченных на доске схем ту, которая соответствует его предложению. Читаю три предложения, из которых два одинаковой структуры, а третье – другой (лишнее). Ученики должны начертить схему предложений одинаковой структуры, а затем записать "лишнее" предложение, указать, какое оно, объяснить знаки препинания.

При изучении темы "Назывные предложения" провожу игру "Свои предложения". За десять минут учащиеся должны записать как можно больше назывных предложений. Например, Утро. Зимний день. Мой дом. Школа.

После записи один ученик читает свои предложения, а другие вычеркивают однотипные. Выигрывает тот, у кого осталось больше "своих" предложений.

Такую же игру можно проводить и при повторении темы "Однородные члены предложения". За 10 минут учащиеся составляют предложения с однородными членами. Ученик читает свои предложения, остальные вычеркивают с такими же однородными членами. Выигрывает тот, у кого осталось больше "своих" предложений.

Указанными играми нельзя злоупотреблять. Разумеется, это не единственный метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В работе приходится использовать различные методы и приемы.

I. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают диктуемые слова не в том порядке, в каком они предлагаются, а по группам, в соответствии с орфографическими особенностями слова. Учащимся даю слова с непроверяемыми безударными гласными:

пещера, планета, лимон, комар, драгун, тоска, тетрадь, капитан; предлагаю записать их столбиками. В один столбик слова с безударной гласной А, во второй – с Е, в третий – с И, в четвертый – с О. Получается запись:

планета тетрадь гигант комар

драгун пещера лимон тоска

капитан

II. Подбор однокоренных слов - других частей речи.

При изучении удвоенных согласных предлагаю записать слова и подобрать родственные слова другой части речи. Группа, групповой, группировать; класс, классный, классифицировать; иллюстрация, иллюстрированный, иллюстрировать.

III. Сопоставление и запись слов с "противоположными" орфограммами. Записываем слова в два столбика:

артиллерия кавалерия

территория коридор

трасса трос

аллея галерея

антенна гостиная

IV. Заполнение орфографических таблиц.

Предлагаю заполнить таблицы, пользуясь орфографическим словарем, словами с непроверяемыми гласными

а о е и

абзац морозный сержант сигнал

При закреплении определенной темы провожу словарный диктант с комплексным заданием. Вопросы могут быть разными, например:

1. Как определить, к какой части речи относится слово?

2. Почему слова краснота и красный, обозначающие цвет, относятся к разным частям речи?

3. Почему два правила "Правописание гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных" и "Правописание гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных" можно объединить в одно?

4. Что общего у существительных, прилагательных, глаголов?

5. Назвать слова с одной орфограммой, двумя, тремя.

Названные приемы и методы я использую на протяжении многих лет своей работы.

В последнее время я стала чаще практиковать новые формы ведения уроков:

урок-конференция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-диспут, урок-лекция, урок-зачет.

Вся разнообразная работа на уроках русского языка дает возможность привить учащимся любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.

Перейти на страницу: 1 2 3 4