Голосовой отдел.
В состав голосового отдела входят гортань и голосовые складки. Гортань представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких тканей. Голосовые складки выполняют функцию звукового вибратора. Они вибрируют каждый раз, когда между ними проходит струя воздуха. Благодаря им возникает звук.
Таким образом, периферический речевой аппарат служит для:
а) подачи воздуха;
б) образования голоса;
в) является резонатором, придает звуку силу и окраску.
Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти – десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов ( мама, папа ). К году словарь обычно достигает 10 –12, а иногда и большего количества слов ( баба, киса, му, бэ и др.) Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь.
В возрасте до трех лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное ( физиологическое ) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Типично возрастные несовершенства произношения речи у детей :
1. Согласные звуки произносятся смягченно сюлочки ( чулочки ).
2. Замена мягких фонем твердыми тота ( тетя )
3. Не произносят шипящие фонемы
4. Не произносят звук «р», или заменяют на «л», «в», «й» -- двей, двель (дверь)
5. Смягчение звука «л» и замена на «j» стуй, стуль ( стул ).
6. Звуки «г», «к», «х», или отсутствуют, или заменяются на «т», «д».
7. Затрудняются в произношении слов со стечением согласных.
8. Перестановка слогов, звуков.
9. Выпадение слогов.
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь ( слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами ). Постепенно у малыша развивается активный словарь ( слова, которые он употребляет в своей речи ).
К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух – трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800 – 1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем – пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звуко- произношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.