Общепедагогический подход.

Ещё в начале ХХ века П.Ф.Каптерев определил основные свойства педагога: «научная подготовка учителя» и «личный учительский талант».

«Первое свойство заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом – в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело» (Каптерев П.Ф.). Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство.

Наряду со специальными учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф.Каптерев отметил и необходимые личностные нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям.

СВОЙСТВА УЧИТЕЛЯ

Специальные Личностные

Объективные Субъективные (нравственно-

(научная подготовка (личный учительский волевые качества)

учителя) талант)