Природные задатки и планирование учебной деятельности.
Здесь недостает еще одного существенного положения – учета природных задатков ученика: развиваются ли они в нужном направлении и как развиваются, так как развивать можно только то, что есть. Это общее правило, когда в центр ставится личность ученика. Педагогика подсказывает, что существуют такие методы организации, конструирования и планирования учебной деятельности, с помощью которых можно и нужно достичь равного для всех студентов уровня обучения. Для этого необходимо:
– разъяснять студентам особенности каждого предмета и особенности приобретения знаний, умений и навыков при изучении этого предмета, значение предмета для будущей профессии;
– научить студентов рациональным приемам умственного труда по предмету;
– убедить студентов в необходимости научиться самостоятельно работать на каждой лекции, практическом занятии, семинаре, лабораторной работе в течение всего периода обучения;
– убедить студентов в том, что необходимо систематически работать не менее 3–4 часов после аудиторных занятий, отрабатывая индивидуальный стиль учебной деятельности: минимум затрат времени при максимуме результата.
Основным учителем по методам обучения является преподаватель, ведущий дисциплину. Он подсказывает студентам, как строить самостоятельную работу, чтобы времени на нее уходило меньше, а качество учебного труда повышалось. Обучение индивидуальному стилю деятельности начинается в университете с повышения библиотечно-библиографической грамотности студентов, ознакомления с принципами построения каталогов и правилами их пользования, с основами информатики и библиографии. Полностью надеяться на работу библиотечного работника нельзя, так как и времени на это нет, да и студенты считают себя в этом деле очень грамотными, хотя практика показывает, что вплоть до дипломного проекта многие так и не выработали собственного стиля работы с литературой. Особенно это касается навыков работы с ЭВМ и базами данных.
Как показывают исследования, структура и стиль умственной деятельности студентов не возникают самопроизвольно, а требуют специального обучения и тренировки на основе комплексного, системного подхода к их организации, методическому обеспечению, базирующемуся на психолого-педагогических аспектах деятельности.