Восприятие

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свой­ства предметов, конкретных явлений или процессов, происходя­щих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу­чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае­мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу­щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой­ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще­ний, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу­щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля­ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко­сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий ком­плекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направ­ленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение воз­никло. Образ, складывающийся в результате процесса восприя­тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восп­риятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осяза­тельное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слухо­вой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как веду­щие в процессе восприятия.

Предметность, целостность, константность и категориальностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства обра­за, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Пред­метность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия вы­ражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредст­венно в данный момент времени не воспринимаются. Констант­ность определяется как способность воспринимать предметы от­носительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду дру­гих параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальностъ человеческого восприятия прояв­ляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, от­носим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, констант­ности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализато­ров, синтетической деятельности мозга.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (вклю­чающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных пред­метов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. Восприятие это своеобразный познавательный процесс, без которого невозможна мыслительная деятельность. Что мы воспринимаем и познаем не исчезает потом бесследно, а остаётся в нашей памяти.