Исправление речевых ошибок.
2. Трансформация, сопровождаемая выбором:
· поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа: карандаш, платье, здание, место, сапог, ключ (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и –ей);
· замените глаголы отглагольными существительными: дружить с соседями – …, любить родителями – …. http://chance.su молитва главная три главные молитвы.
3. Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня:
· составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы: -а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое).
4. Работа с текстами, содержащими речевые ошибки. Задания могут быть трех видов:1) найти в тексте речевые ошибки без исправления; 2) исправить речевые ошибки, ошибки в тексте отмечены; 3)найти и исправить речевые ошибки.
Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки.
5. Анализ языковых средств:
· Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии).
В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:
1. Предупреждение речевых недочетов – объяснение слов и фразеологизмов. К этой группе упражнений относятся:
А) словарные упражнения:
· составить предложения с данными словами: покров, жалость, жюри, доверие;
· выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный;
· подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить.
Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:
· исправьте ошибки в предложениях: На одно время мальчики забылись (растерялись);
· найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
Она поборола боязнь и страх. Он негодовал от возмущения;
· исправьте предложения, избежав повторений.
Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
В) Упражнения на лексическую сочетаемость:
· составить предложения с данными устойчивыми сочетаниями: играть роль, одержать победу;
· составьте словосочетания, употребив слова в скобках в нужной форме: вести (беседа), (вкусный) яблоко.
2. Предупреждение грамматических ошибок:
А) Найти ошибки в образовании частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер;
Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных:
· согласование прилагательного с существительным: (долгий) путь, (серый) мышь, (картофельный) пюре;
· допишите окончания прилагательных и глаголов: густ… ковыль, степь зазеленел…;
В) Предупреждение ошибок в местоимениях:
· исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года;
· перестройте предложения, избежав повторений местоимений.
Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.
Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях:
· составьте словосочетания с глаголами вооружать (кого? чем?), выразить (кому? что?);
· найти ошибки.
У него были вьющие волосы. Мы увидели в реке купающих коней;