У меня много делов
Ждут каникулов
Ходят без польт
Учитель предлагает задание:
– Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
– Делов.
– Как нужно правильно сказать?
– У меня много дел.
– Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
– Прочитайте, что у вас получилось?
– Ждут каникул.
– Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
– Польт.
– Кто знает, как нужно сказать правильно?
– Пальто.
– Запишите исправленное словосочетание в тетради.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
– Прочитайте первое предложение.
– Какую ошибку вы заметили?
– Слово «молодой» лишнее.
– Почему?
– Потому что щенок – это молодая собака.
– Запишите исправленное предложение в тетрадь.
– Какая ошибка допущена во втором предложении.
– Сочетание слов красавец клен.
– Что вам не нравиться в этом примере?
– Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
– Как можно исправить это предложение?
– На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
– Какой вариант выберем?
– На поляне растет красавец клен.
– Запишите это предложение в свои тетради.
Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.
Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.
Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению.
С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся второго класса.