Введение
В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на актуальность выбранной темы как для педагогики, так и для экономики. Андрагогика (наука, занимающаяся проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть педагогики сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет свои особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один аспект андрагогики –непрофессиональное образование взрослых
. Т.е. мы изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической литературе наиболее полное освещение аспект профессионального образования.
Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся продемонстрировать значимость нашей темы для педагогики.
В современном мире постоянно растёт безработица. Этот непреложный и одновременно печальный факт подтверждается социологическими исследованиями.
Из доклада МОТ (Международной организации труда) за 2003 г.: «Количество безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн. человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых странах осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица возросла.
Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов безработицы. Притом при функционной* безработице улучить общее состояние способны различные курсы повышения квалификации, самообразование, интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п.
При структурном** типе безработицы необходимы более «радикальные и долгосрочные меры» -переквалификация и связанные с нею большие денежные затраты.
Но не только из-за специфики безработицы актуальна в наши дни тема непрофессионального образования взрослых –всё наше общество устроено так, что для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в жизни страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и околопрофессиональных навыков.
Целью
данного исследования было изучение особенностей образования взрослых, выделение форм и методов андрагогики, их сравнение с формами и методами педагогики.
Цель определила следующие задачиисследования:
· Изучить педагогическую, методическую, социологическую и историческую литературу по вопросам образования взрослых.
· Проанализировать практический опыт образования взрослых
· Описать, сравнить, проанализировать, дать рекомендации по совершенствованию развития образования взрослых
Для решения поставленных задач используются такие методыисследования как:
1. Теоретический анализ литературы
2. Анализ работы преподавателей, работающих в системе андрагогического образования
3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.
В ходе нашей работы будет проведено исследование:
Объектомисследования стала организация непрофессионального образования взрослых.
Субъектисследования –взрослые, когда либо сталкивавшиеся на практике с теми или иными формами андрагогического образования.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что андрагогическая модель обучения актуальна для системы современного непрерывного образования при соблюдении следующих условий: