Семья и личность
Родился ребёнок. Начал обживаться в мире. Глядишь – он уже и пошёл, и заговорил, и научился понемножку разбираться «что к чему». Вроде бы всё естественно, но… . Но ведь прежде было обучение, а, обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается.
Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
Особую сферу жизни и деятельности ребёнка составляет общение. Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных. Ещё Л.С.Выготский подчёркивал, что уже младенца можно назвать максимально социальным существом. Многие факты говорят о том, что даже игрушка в руках ребёнка часто является лишь средством общения со взрослыми. Ребёнок прибегает к взрослому не только для получения помощи, но и для удовлетворения потребности в общении.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребёнок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности.
Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают о ней так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц.Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П.Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаи-мопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи.
Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.
Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью! Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идёт рядом! По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение, интонация. Этот этап собственных действий ребёнка – ключевой в дальнейшем формировании личности.
Ребёнок подрос. В семье встаёт вопрос продолжить домашнее воспитание или довериться воспитанию в специальных заведениях. Вопрос этот не такой уж
простой, как может показаться на первый взгляд. Спору на эту тему не один век.
- Две формы воспитания.
- Родительское воздействие.
- Задачи воспитания в семье.
- Условия семейного воспитания.
- Сочетание семейного и общественного воспитания.