Родительское воздействие.

Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для

ребёнка!

Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает уважать супружество, женщину, материнство.

Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы обучать и воспитывать ребят.

В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные чувства. И он начинает их испытывать.

При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной

ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая работа, семейное воспитание имеет свои задачи.