Старший школьный возраст.
Основные принципы организации игры:
Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
Принципы развития игровой динамики.
Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».
Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Урок – игра.
Игровые элементы.
Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
Формы деятельности |
Решаемые задачи |
Организация экспедиций в пещеру древнего человека на Олимп в страну пирамид в древнегреческий театр в хижину средневекового крестья-нина на пир феодала путешествие на ярмарку в Шампань Урок-игра (сюжетно-ролевые игры) крестики-нолики пресс-конференция: с участниками крестовых походов с участниками великих геогра-фических открытий с жителями средневекового города заседание городского совета средневекового города конкурс рисованных фильмов урок-игра в форме суда (над историческими деятелями) |
Эмоциональный настрой на получение знаний. Умение строить диалог. Создание образного представления о посещаемом месте. Получение конкретных знаний через личное ощущение. Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся. Задачи: 1.Умение работать со словарем. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт. Умение и навык работы в библиотеке: Составление библиографии конкретного вопроса. |
Библиографическое описание книги, журнала, статьи.
Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.
Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, художественной и политической литературой.
Отбор нужной информации.
Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.
Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.