Наркомания
4)Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики
Пожалуй, это один из самых важных вопросов для родителей и учителей. Причем, это касается на только “трудных детей», поскольку наркоманами становятся и вполне благополучные юноши и девушки. Поведенческие признаки применения наркотиков :
1) Нарастающая скрытность ребенка.
2) Сонливость или бессонница.
3) Падение интереса к учебе.
4) Ухудшение памяти и внимания.
5) Увеличение финансовых запросов.
6) Появление новых, подозрительных друзей.
7) Обращает на себя внимание появление неопрятности во внешнем виде.
8) Настроение ребенка-это очень важный признак - меняется по непонятным причинам, очень часто не соответствует ситуации: раздражительность в спокойной ситуации.
9) Ребенок становится изворотливым, лживым, уходит от ответов на прямые вопросы.
10) Наконец можно заметить следы от иньекций.
5) Практика борьбы с наркоманией.
Социальным центром молодежи Кузбаса была разработана программа “Жизнь без наркотиков
”
как ответ на ухудшающуюся наркоситуацию в молодежной среде. В условиях дефицита информации о формах и методах профилактической работы сотрудники центра пытались сориентироваться в существующих подходах к проблеме наркомании и делали упор на психолого педагогических аспектах первичной профилактики, комплексе мер, предупреждающих возникновение болезни, имеющих различные точки приложения в соответствии с факторами, способствующими распространению этого зла. Это могут административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков; меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи, возрождение культурных и духовных традиций в обществе; медицинские меры, снижающие риск наркотизации, предрасположенной категории людей ( группы риска); психолого – педогогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на полростково-молодежные группы и субкультурные образования.
Не подменяя функции медицинских и правовых организаций, мы сделали акцент именно на этих последних аспектах, что соответствует основным направлениям деятельности Социального центра молодежи Кузбаса, как негосударственного учреждения.
Основными задачами психолого-педагогического подхода в области профилактики нарко- и алкогольной зависимости является:
· Формирование у подростков и молодежи адекватной самооценки;
· Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе, противостояние дввлению сверстников;
· Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
Перечисленные задачи, не являются чем-то специфическим и могут быть реализованы различными способами. В частности, этому посвящены ряд общеобразовательных программ, таких как “ Человековедение” и “Основы безопасной жизнедеятельности”, широко известная программа “Спасибо, нет” и другие.
Особенностью рассматриваемого подхода является то, что работа с подростками по осуществлении вышеперечисленных задач ведут их сверстники, на добровольных и бесплатных началах. Подростки, стремясь к независимости, одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются, ака атрибуты взрослой жизни. Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитеты взрослых, а общение со сверстниками происходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, идея привлечения к проведению профилактической работы подростков реализовалась в виде создания волонтерской службы. Волонтерами стали ребята, осознавшие себя лично ответственными за то, что происходит сейчас в нашем обществе. Ребята прошли специальное обучение по программе “ Профилактика нарко- и алкогольной зависимости” и уже активно работаль в общеобразовательных и вечерних школах, спортивно-оздоровительном лагере для трудных подростков. Работа помогла не только развить чуство сопричастности к общественным делам, но и огветственность за себя и свое дело.