Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого
Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях в процессе труда.
Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В обучении необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития человека ".
Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.
11
Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.
Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат .
12
Существует множество концепций воспитания и одна из них " Петербургская концепция ". Она уделяет большое внимание воспитательной работе. Существует семь блоков данной концепции :
1. Проблемы связанные с семьей
2. Воспитание ученика
3. Воспитание члена детского, подросткового, молодежного сообщества
4. Воспитание жителя Петербурга
5. Воспитание гражданина России
6. Воспитание человека Мира
7. Воспитание творческой индивидуальности
Программа воспитания адресована учителям, педагогам - организаторам, руководителям кружков, клубов, всем, кто работает или организует работу с детьми, всем, кто "воспитывает " детей. Это не инструкции, по которым надо работать не отступая от них ни на шаг, не "мудрые советы ", выполнять которые необходимо. Это лишь ориентиры, опираясь на которые, педагог сможет проанализировать свою деятельность и увидеть, что необходимо изменить, о чем узнать, от каких действий отказаться.
Создание такой программы - шаг к появлению в каждой петербургской школе неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и учителя, и учащиеся, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.
Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее
13
целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя - воспитателя. Философские идеи о безграничности развития личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека .