Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования.
Обычно на первых порах составление плана трудно даётся человеку неподготовленному. Следует иметь в виду, что ребёнку гораздо легче составлять план описательного текста, чем такого, где план должен отражать развитие хода доказательств. Поэтому вначале следует использовать тексты, где составления плана сводиться или к перечислению, или к указанию последовательности событий, а уже потом постепенно переходить к планам, требующим чисто логической последовательности.
Составляя план, отражающий логическую последовательность материала, ученик приучатся к активной умственной работе, постепенно овладевая её навыками. Не менее важно научить его и второй половине действий с планом: показать, как надо отвечать по плану. Отвечая по плану, часто стараются максимально подробно воспроизвести текст, не сообразуя его с содержанием и последовательностью. Учитель в таких случаях должен делать замечания, направляющие учеников придерживаться составленного плана.
«Если человек удерживает в памяти выделенные им смысловые опорные пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему, отражающую структуру материала. А, имея такую схему в голове, уже нетрудно будет воспроизвести по ней материал с нужной степенью подробности»[25]
Удерживать логическую схему в памяти проще, чем весь текст. И если ученик во время ответа руководствуется её, то можно гарантировать, что он своими словами, пусть не так подробно и гладко, как в учебнике, но всё же сумеет логично и связно рассказать всё существенное. Не имея в памяти такой опорной схемы, ученик может в ответе пропустить один из разделов. Бывает, что случайно выпавшая из памяти фраза в подготовленном рассказе не позволяет ему припомнить, о чём надо говорить дальше.
Всё это не грозит ученику, который удерживает во время ответа логическую опорную схему, потому что благодаря ей он всё время сохраняет контроль над изложением материала. Забыть какую-нибудь фразу ему не страшно, он легко может её другой, близкой по смыслу. Составлению такой опорной схемы и надо обучить ученика.
На первых порах это будет для него специальная работа. Выполняя домашнее задание, ученик сначала должен будет прочитать материал и только потом приступить к его умственной обработке: разбить на смысловые группы, дать этим группам названия или выделить в них смысловые опорные пункты и, наконец, свести их вместе и составить логическую опорную схему материала. По мере того как школьник будет осваивать эти умения, он начнёт справляться с этой работой в процессе чтения. То он с первого раза увидит смысловые куски в какой-то части материала; то какие-нибудь слова сами бросятся в глаза и «осядут» в памяти как опорные пункты; то ученик обнаружит, что, отложив книгу, он может представить себе план большей части или даже всего материала. В конце концов, даже в результате однократного чтения у школьника складывается в уме логическая опорная схема материала. Теперь для того, чтобы убедиться, что он знает урок, ему достаточно перебрать в уме пункты логической схемы.
У человека, освоившего рациональные приёмы учения, чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Прямо по ходу чтения он анализирует содержание текста, замечает, где кончается один смысловой кусок и начинается следующий, выделяет смысловые опорные пункты в тексте, позволяющие ему отметить главную мысль в каждом смысловом куске, мысленно соотносить их между собой, строя логическую схему материала. Благодаря такой активной умственной работе над текстом осмысление происходит по ходу чтения, а запоминание – одновременно с пониманием прочитанного.
Как ни странно умение находить логические связи в материале, построить усвоение только на этом умении всё-таки невозможно. Какая-то часть материала требует точного запоминания: формулы, иностранные слова, определения, формулировки основных законов. Роль таких твёрдо заученных положений заключается в том, что «они становятся как бы базисными или на которые накладываются другие знания».[26]