Исследования зависимости уровня общей успеваемости младших школьников от уровня сформированности у них умений.

Чтобы подтвердить гипотезу нашего исследования, мы провели экспериментальную работу на базе средней школы №11 г.Липецка среди учащихся 3ª класса.

Перед нами стояли задачи:

1. выявить степень сформированности мыслительных процессов у учащихся экспериментального класса;

2. провести серию индивидуальных занятий по формированию логического мышления среди учащихся слабой группы;

3. сопоставить динамику овладения учащимися основными операциями мышления с динамикой успеваемости учащихся;

4. сделать необходимые выводы.

Характеристика класса.

3а класс состоит из 23 учеников. Неуспевающих в этом классе нет, но есть 4 очень слабых ученика, с преобладающей оценкой успеваемости – 3 балла. Кроме того, эти учащиеся имеют немало неудовлетворительных оценок.

Таким образом, по степени успеваемости учащихся 3а класса можно разделить на 3 группы.

1. Сильная группа, т.е. дети, успевающие на оценки «5» и «4» (9 человек);

2. средняя группа, т.е. дети, преобладающей оценкой которых является «4», но есть и «3» (10 человек);

3. слабая группа, т.е. дети с трудом успевающие на «3» балла (4 человека).

Для того чтобы выявить степень сформированности мыслительных процессов, всем учащимся данного класса были предложены следующие задания:

1) Тест на выявление способности выделять существенное.

Детям предлагается ряд слов, в которых 5 слов даются в скобках, а одно – перед ним. За 20 секунд следует исключить из скобок, т.е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Задания: Ответы:

Сад (растения, садовник, забор, растения, земля

собака, земля)

Река (берег, рыба, тина, рыболов, берег, вода

вода)

Игра

(шахматы, игроки, правила, игроки, правила

штрафы, наказания)

Лес

(лист, яблоня, охотник, дерево, дерево, кустарник

кустарник)

Пение

(звон, голос, искусство, голос, мелодия

мелодия, аплодисменты)

При обработке результатов теста учитывается количество правильно выполненных заданий. Выполнение 3 и более заданий считается удовлетворительной сформированностью мыслительной операции.

2) Тест на выявление способности обобщать.

Учащимися предлагается 5 пар слов. За 3 минуты учащимся надо определить, что обще между словами каждой пары. Три верных ответа из пяти свидетельствуют об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.

Задания:

Сумма – произведение

Нос – глаз

Школа – учитель

Чтение – математика

Предательство – трусость.

3)

Тест на выявление способности классифицировать понятия, предметы, явления.

Кроме того, данный тест позволяет выявить умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

Учащимся предлагаются 5 заданий, время выполнение которых – 3 минуты. В каждом из этих заданий – слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Нужно найти и подчеркнуть это слово. Если учащийся выполняет менее 3-х заданий, то это свидетельствует о том, что у них не сформирована такая мыслительная операция, как классификация.

Задания:

1)

приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;

2)

треугольник, отрезок, длинна, квадрат, круг;

3)

дождь, снег, осадки, иней, град;

4)

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;

5)

запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

Проведённое нами тестирование дало следующие результаты.

Все пять заданий первого теста выполнили 5 учащихся, четыре задания – 6 учащихся, 3 задания – 8 учащихся, 3 задания – один учащийся; 3 ученика не выполнили ни одного задания.

Таким образом у четверых учащихся данного класса несформировано умение выделять существенное или же степень сформированности этой мыслительной операции неудовлетворительна.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6