Композиция зданий детских дошкольных учреждений
Наиболее существенным фактором, определяющим основы архитектурной композиции зданий детских дошкольных учреждений, является характер взаимосвязи между отдельными группами помещений. По этому признаку здания детских дошкольных учреждений на: здания централизованного типа с внутренней связью между отдельными группами помещений; здания блокированного типа со связью между отдельными группами помещений по отапливаемому переходу; здания павильонного типа со связью через участок или по крытым не отапливаемым переходам. Существует также ряд промежуточных типов зданий, к которым относятся, например, здания галерейного типа со связью между групповыми ячейками и обслуживающими по открытой или остекленной галерее.
Детские дошкольные учреждения могут быть (в зависимости от числа мест) либо одноэтажными – до 150 мест, либо двухэтажными – до 190 мест, либо трехэтажными – до 350 мест.
Для трехэтажных зданий нормы предусматривают планировочное и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест в здании.
Оптимальным как по стоимости строительства и эксплуатации, так и в отношении удобства эксплуатации является централизованный тип здания. Для северных районов этот тип здания является единственно возможным.
Здания детских дошкольных учреждений централизованного типа компактны, экономичны, имеют короткие связи между помещениями. С укрупнением зданий детских учреждений и усложнением их общей планировочной структуры все более широкое распространение получают здания блокированного типа, обеспечивающие лучшие условия изоляции детских групповых ячеек и долее удобную связь с игровыми площадками по сравнению со зданиями централизованного типа, но уступающие им в экономичности и компактности. Для детских садов-яслей большой вместимостью чаще всего применяют здания блочного типа, обладающие более высокой планировочной гибкостью. Здания детских учреждений павильонного типа применяют в районах с жарким климатом, где отдельные блоки-павильоны могут быть связаны между собой открытыми галереями или дорожками. Павильонный тип обеспечивает хорошую изоляцию помещений групп и административно-хозяйственного блока, позволяет активно использовать крутой рельеф, территории с высокой сейсмичностью.
Значительное влияние на композицию здания и его градостроительную маневренность (возможность использования на различно ориентированных участках) оказывает характер взаимной ориентации основных детских помещений. В соответствии с этим признаком здания детских учреждений подразделяют на следующие типы: с ориентацией основных детских помещений на одну сторону горизонта; с ориентацией детских помещений на три стороны; с ориентацией каждого детского помещения на две противоположные стороны; с детскими помещениями, имеющими верхний свет.
Существенным фактором, влияющим на композицию зданий детских дошкольных учреждений, является этажность. Как правило, они проектируются одно- или двух этажными. Наибольшим удобством для детей, родителей и персонала обладают одноэтажные здания, в них легче предусматривать отдельные входы в детские группы, обеспечивать удобную связь с участком. Однако в строительстве наиболее распространены двухэтажные здания, как более компактные и экономичные. В ряде случаев целесообразны здания смешанной этажности – двухэтажные с одноэтажными пристройками, куда рационально выносить помещения кухонь, постирочных – для улучшения изоляции их от детских помещений. Проектирование трехэтажных зданий, как правило не рекомендуется, однако для учреждений большой вместимости в отечественной практике успешно применялись здания с обслуживающими помещениями, расположенными в цокольном или на третьем этаже.