Дидаскология
Ф. Ф. Королев и Л. С. Расскин: "Мировоззрение - это становой хребет учителя, всего его облика. Это основной критерий определения, в какой мере он м/б учителем школы".
Все авторы, изучающе природу учителя и его труда, единодушны: учитель д/б культурным, знающим, всесторонне образованным человеком. А объем и характер пед. знаний, умений, навыков определяли по-разному.
Парибок: главное - знание основ естествознания, законов развития общества, экономики и культуры родного края, развития детского организма.
Маркарьян: главное - непрерывная тренировка, отработка пед. умений, математически планомерное соверш-е в повседневной работе с детьми. Учитель-артист (филигранная техника).
Создал студию психотехники и автогоники (самовоспитание), где проводили занятия с учителями по самостоятельно разработанной программе (пед. мастерству).
Там 4 раздела:
1) инд. тренировка в области гигиены, искусства, науки, техники, политики,
2) психологич. и пед. тренировки в студии и на дому, включающие в себя задания на воспоминания своего детства, изучение образов детей в литературе, дет. сказок, рисунков, посещение занятий пед. мастеров, организация дет. мероприятий, развлечений, экскурсий,
3) творчество учителя в классе,
4) творчество всего студийного коллектива. В конце теоретич. анализ всего процесса пед. творчества. Рубинштейн Моисей Матвеевич
"Проблемы учителя" (1927, 1935) Он полагал, что знания преподаваемого предмета - есть фундамент пед. мастерства.
Техника и технология - самостоятельно создавать и сов-ть методы и приемы работы. Нельзя допускать шаблоны, стереотипы, пед. фельдшеризм. Необходимо стремление к непрерывному обогащению и углублению знаний.
"Даже самое соверш-е пед. заведение не может выпускать вполне завершенных учителей. Учитель становится учителем только в процессе непрерывного самообразования. Кто утратит жажду познания, тот неизбежно идет назад. Следовательно, принцип "уча других, учись сам" распр-ся на все учительское дело всех ступеней снизу доверху."
Исследователи 20-х годов: "Учителю д/б присущ творческий подход к пед. Д. Настоящий педагог - всегда исследователь. К творчеству его побуждает сама логика пед. действительности, пед. труда. Рубинштейн:
"В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы, тем более, что никакие программы не могут
охватить все положения и условия, в которых придется работать учителю".
"Характерные черты личности педагога: жизнерадостность, бодрость, оптимизм, вера в будущее и в человека".
"Не веря в жизнь, нельзя звать к жизни и вести к ней и в нее".
"Фактическая квалификация учителей зависит не от комиссий, а от признания его учениками".
Маркарьян предложил систему ситуационных испытании
для абитуриентов пед. учреждений:
1) написать сочинение об общих и пед. интересах,
2) придумать интересное, полезное и приятное занятие для детей опред. возраста,
3) описать случай из своей жизни о контакте и общении с детьми,
4) развернутая хар-ка знакомому ребенку,
5) произнести речь или обращение в течение 3-5 мин. на любую тему.
Аутодиагноз
(само .) - опросный лист. Нужно оценить свои способности и возможности и принять решение, часто критическое. В последнем были синтетические тесты (например, прочитать главу из брошюры за опред. время и ответить на вопросы).
14.
09.
99г.
В 20-е годы изучались проблемы профес. пригодности в пед. Д. Эти исследования включали:
антропометрические измерения, врачебную диагностику,
тестовые испытания (интеллекта, памяти, воображения, наблюдательности, сопротивляемости внушению, ощущению времени, быстроте ориентации, логики, сообразительности, пространственного представления, координации движений, глазомера, цветоощущения, остроты слуха)
Институтом повышения квалификации педагогов предпринято сравнительное изучение психологического профиля педагогов
различных специальностей, учащихся и студентов пед. вузов. 300 педагогов, 300 студентов педфака, 100 учащихся.
Результаты: графики развития внимания, памяти .
Выводы: уровень психического профиля учителей выше студентов и тем более школьников, особенно в степени развития наблюдения, логичности и комбинаторных способностей.
Первоначально профессиограммы учителя составлялись умозрительно, дедуктивно. Исследователи понимали недостатки такого эталона и искали пути создания объективной методики. Такая методика давала количественное выражение главных качеств (степень их распространенности и значимости). Осн. методы получения информации, необходимой для разработки программы учителя:
анкетирование, тестирование, оценивание - рейтинг, длительное наблюдение по специальной программе, трудовой метод (метод включенного наблюдения), самонаблюдение, эксперимент,
анализ высказываний учащихся о качествах преподавателя, анализ литературных источников.