Дидаскология
Томас Букер
- качества, опр-щие допуск к профес. педагогике (личные качества, широта интересов, моральный облик, любовь к детям, желание быть учителем .).
Личные качества: контактность, умение ладить с людьми, любознательность, прилежание, устойчивый моральный облик, религиозность.
Ален Додж
рейтингом установил качества личности очень успешных учителей: общительность, ответственность, эмоциональная устойчивость, чувствительность к мнению других, неторопливость в принятии решении. Питер Витти
три первых места среди выделенных учащимися черт педагогов отдал:
моральным качествам,
демократизму в образовании, (доброта, терпение),
обширным интересам.
Нежелательные качества: плохой характер, нетерпимость, несправедливость, отсутствие интереса к детям.
Ле Ру:
с психологической позиции главное для хорошего педагога - эмоциональная стабильность,
любознательность, способность к творчеству, иначе повышается утомляемость и разочарование.
Лео Стайно:
отсутствие дифференцированных описаний пед. профессий является тормозом в повышении
профессиональной компетентности.
Кауфман, Жермене, Д.
Жеральд:
причины затруднений молодых педагогов в неуверенности в себе, в отсутствии
должной помощи и руководства старших, в отсутствии взаимопомощи.
В.
Уоллер:
нравственное отчуждение учителя от ученика, происходит непонимание друг друга, нет желания учиться
и учить.
Шугермэн:
сравнение различных учителей по характеру и стилю их работы. Выделил инструментальный и
экспрессивный тип педагога (важность формирования положительных мотивов к учению, эмоциональный фактор
учитывают .). Прогрессивный стиль работы выделяют. Проявляют интерес к учащимся, их жизни - учителя
широкого типа, а узкого типа - только о предмете. Полезны для школы оба: и для учебы, и для общения с другими.
Форма соц. контроля, необходимость подчинения учат учителя узкого профиля.
Наличие этих учителей позволяет избежать конформизма и нигилизма.
Жан Тронмардт
(француз): главное - умение учителя предупреждать конфликты с учащимися.
Германия.
Определение типов профессиональной пригодности учителей. Поиск образа педагога путем анализа исторического
опыта и период наблюдений и представлений учащихся об идеальном учителе. Вывод:
нормативный облик педагога зависит от общественных условий,
изменение представлений учащихся об идеальном учителе зависти от уровня их развития,
преднамеренный образ действия учителя при решении пед. задач совпадает с его реальными знаниями в
конфликтных ситуациях (отсюда высший профессионализм),
формы руководства и контроля за учащимися влияют на успехи в учебе и знаниях детей.
Д.
Роланд
(немец): условия эффективности пед. труда:
успешно работающие педагоги преподают оживленно и интересно, варьируют методы, учитывают инд. различия учащихся, умеют находить правильный тон, не диктат и не панибрат, интеллектуально подвижны в выполнении профессиональных задач, имеют свои идеалы, надежны в работе.
Эрист Гомм:
лучшие педагоги организуют условия ориентирования ученика в процессе обучения и т. о.
стимулируют его активную самостоятельную работу.
Тюссель:
хороший педагог доверяет своим ученика, помогает решать трудные проблемы, которые сам и ставит.
Тендлер
(американец): общество зависит от тех, кто учит.
Мидли, Фландерс, Брофи, Гуд
и др.: изучение свойств личности учителя является сегодня пройденным этапом.
Ранее только описывались качества эффективности учителей. Чаще наблюдение и экспертные оценки.
Ф.
Харт
(американец): анализирует мнение студентов нравится учителей от хороших специалистов (больше
научаться).
Вторые - требуют больше профес. навыков, лучше знают предмет, умеют создать дисциплину.
С целью преодоления недостатков (описание отдельных черт);
создание простых классификаций, т. е. группировка личностных свойств на основе усмотрения сходства между ними, т. е. от "теории черт" пришел "структурный подход к профессиографии".
Фред Стокинг:
"Какой учитель лучше?"
Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший может немного "играть", чтобы
учащиеся сами нашли ответ.
Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо быть тихим и внимательным, когда его
учащиеся стараются высказать свои мысли.
Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший учитель еще более скромен:
уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций.