Законы и категоpии диалектики в педагогической пpактике
Разберем пример. Наталья Ф. , начиная с младших классов показывала отличные и хорошие знания по всем предметам, склонность к анализу, ярко выраженные математические способности. Семья Натальи относилась если не к богатым, то к достаточно обеспеченным, благодаря служебному положению отца. Мать занималась домашним хозяйством. И учителя, и родители были уверенны, что Наталью ожидает учеба в университете и научная карьера. Ребенку с детства внушалось, что её дело - учеба, все практические заботы родители брали на себя. Когда Наталья заканчивала 11 класс, отец неожиданно умер. Мать сразу предупредила дочь, что не намеренна помогать ей материально ,так как для неё проблемно обеспечить собственную жизнь и посоветовала получить специальность. Наталья закончила коммерческий техникум , устроилась работать. Недостаток опыта, неприспособленность к жизни и воля матери подтолкнули её к раннему браку с человеком, который был старше и опытнее. Затем рождение ребенка, заботы и . уже ставшая обыденной женская судьба. Здесь мы видим заложенные возможности: математические способности, склонность к научным занятиям, отличные отметки, они вполне реальны. Если бы не изменились условия, эти возможности могли бы реализоваться и стать действительностью. Но недостаточно сильный характер, не приспособленность к жизненным трудностям - предполагают другие возможности развития событий.
Совершенно другой пример. Победительница олимпийских игр в Атланте (бег) Светлана Мастеркова - это действительность существующая на данный момент. Светлана выросла и начала тренироваться в нашем городе. По свидетельству тренера Светлана имела отличные данные для занятия бегом (возможности), в группе были девушки имеющие и еще более хорошие данные (возможности) . Но Светлана отличалась особым упорством и настойчивостью - условия для реализации возможностей, что и принесло свой результаты, возможности переросли в действительность.
Вопрос №4
Раскройте диалектику общего и особенного на примере полового воспитания детей.
Когда говорят о половом воспитании детей, то часто имеют ввиду два разных понятия:
1) Систему знании о репродуктивной функции человека. То как донести до ребенка сведения о физиологических особенностях мужчин и женщин, о функционировании организма, о том как происходит зачатие, развитие и рождение детей. Это система знаний одинаково необходима как мальчикам , так и девочкам. Причем в равной мере, мальчикам вовсе не помешают знания о женском организме и наоборот.
2) Более обширное понятие , в которое первое входит как составная часть. Цель такого воспитания - создание человека легко вписывающегося в окружающий мир, способного создать семью, продолжить свой род, воспитать в свою очередь детей. И у мальчиков и у девочек необходимо воспитывать чувство ответственности, уважения к другой личности. Это то общее, которое содержится в половом воспитании. Что касается особенного . Для того , чтобы у ребенка не было проблем в будущем воспитание девочек и мальчиков все таки должно различаться.
Мальчики . С самого детства у ребенка подчеркиваются чисто мужские качества: сила, умение сдерживать эмоции, брать на себя трудные дела. Кроме того обращается внимание на эмоциональную неуравновешенность девочек, слабость.
Девочки соответственно воспитываются в духе женственности. Это не значит, что их учат плакать и капризничать, потакают всем прихотям. Но соответствующая одежда, игры в дом, куклы, небольшие женские хитрости, которыми мама делится с дочерью помогают ей вырасти Настоящей женщиной.
Давно замечено, что девочки с детства носящие брюки, лазающие по заборам и верховодивщие в играх потом хотя и делают иногда блестящую карьеру, но чаще всего несчастливы в семейной жизни, или сталкиваются с различными проблемами в этой области.
Это заметил шестилетний сын моей знакомой . У него было две подруги ровесницы Оля и Юля. Оля не давала спуску мальчишкам. В совместных играх у них всегда случались ссоры. Когда играли в машину или пароход Оля хотела быть шофером и капитаном. Игрушки после игр она убирала сама. У Юли была совершенно другая тактика. Она никогда не спорила и не кричала. Играли в машину она сама предлагала: “Андрейка, давай ты будешь шофером”. Когда бабушка приносила им бутерброды она предлагала мальчику самый большой. Но зато когда приходило время уборки она говорила: “Андрейка, давай уберемся, ведь мы вместе играли”, - и никогда он не отказывался. Как то сын признался маме : “Мне больше нравится Юля, она такая чистая и красивая, с ней мы не носимся и не прыгаем, но я как большой мужчина”.