Виды внеклассных занятий по биологии.

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии.

Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической инициативы учителя, так и многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитания их.

Учитель может расширить кругозор учащихся, дополняя курс (например, по ботанике изучение флоры растений местного края, географии растений, цветоводства и садоводства, истории науки и т.п.), или углубить знания учащихся элементарными исследованиями (по микроскопии, бактериологии, генетике, изучению рефлексов и т.п.).

Внеклассные формы занятий позволяют воспитывать у учащихся материалистическое мировоззрение, культуру труда и любовь к природе и способствуют развитию познавательных интересов, навыков самостоятельных наблюдений, инициативы и коллективизма.

Во всех видах внеклассной работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии.

Виды внеклассной работы позволяют вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе, причем последняя приобретает общественную направленность, что имеет большое значение для воспитания.

Виды внеклассных занятий по биологии:

Индивидуальные занятия -

Работа в уголке живой природе

Работа на школьно-опытном участке

Работа в природе

Внеклассное чтение

Групповые занятия –

Кружок юных натуралистов

Работа «ассистентов» кабинета по его оборудованию

Массовые занятия –

Лекции и демонстрации фильмов

Экскурсии и походы в природу

Научные вечера и конференции

Выставки работ учащихся

Олимпиады

Кампании: День Урожая, Неделя Сада, День Птиц, Биологические КВН и т.п.

Эпизодические групповые, кружковые и массовые занятия можно объединить в группу форм коллективной внеклассной работы.

Какую же внеклассную работу следует считать индивидуальной, а какую – групповой эпизодической, кружковой и массовой (по существу также эпизодической, но охватывающей большее число участников).

Индивидуальная форма внеклассной работы по биологии проводится почти в каждой школе. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией учащихся, учитель предлагает провести им какие-либо наблюдения в природе, прочитать ту или иную научно-популярную книгу, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда и т.п. Но в этом случае необходимо выяснить биологические интересы школьников, постоянно держать их в поле зрения, ставить задачу – развить их интересы в том или ином направлении, подбирать для осуществления этой задачи соответствующие индивидуальные задания, усложнять и расширять их содержания.

Эпизодическая групповая работа обычно организуется в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например праздника, посвященного Дню птиц, Дню леса, недели сада, Недели здоровья и пр. Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает подыскать необходимый материал, выпустить стенгазету, подготовить доклады, художественную самодеятельность и т.п. Обычно после завершения того или иного массового мероприятия эпизодическая группа распадается, а затем по истечении какого-то срока в связи с подготовкой и проведением другого массового мероприятия создается вновь, причем состав ее значительно изменяется.

Кружок юных натуралистов – основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической групповой работы кружок включает школьников, систематически работающих в нем в течение года или ряда лет. Состав кружка обычно стабилен.

К массовой работе привлекается большое число учащихся – несколько классов, вся школа. Для массовой внеклассной работы характерна общественно-полезная направленность. Обычно в школах организуются такие виды массовой работы, как праздники, вечера, кампании, часы занимательной биологии, биологические конференции, олимпиады и пр.

Перейти на страницу: 1 2