Виды внеклассных занятий по биологии.
Биологические КВН (клуб веселых и находчивых) включают отобранные из нескольких классов две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания в находчивости готовит приветствия для команды-противника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живых организмах. Заблаговременно готовится к КВН и ведущий.
Для оценки работы команд во время состязания избирается жюри. Руководит всей работой учитель биологии – организатор КВН. Учитель рекомендует участникам команд соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки, советует, как можно интереснее реализовать имеющиеся у них замыслы.
На биологические КВН приглашаются болельщики – все желающие учащиеся. Дата проведения КВН сообщается заблаговременно, вывешивается объявление. Участие болельщиков также оценивается, и их баллы приплюсовываются к баллам, полученным командой, за которую они «болеют».
Часы занимательной биологии обычно организуются в каждом классе. Длительность одного занятия – академический час.
Каждый час занимательной биологии учащиеся готовят заранее. Они подбирают из рекомендованной учителем литературы необходимые сведения, компонуют их, готовят наглядные пособия. Когда занятиям придается игровая форма проведения (например, путешествия), готовят ведущих.
На самом занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, называет пункты остановок, во время которых заранее подготовленные юннаты сообщают те или иные интересные сведения о растениях (животных) и т.д. Ведущий предлагает участникам отгадать какие-либо биологические загадки, решить кроссворды, чайнворды, ответить на вопросы викторины.
Подобным же образом организуются различные вечера. Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовится занимательная его часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды, чайнворды и пр.), художественная самодеятельность (стихотворения, инсценировки, песни, музыкальные номера, пляски), художественное оформление зала, выставки работ учащихся.
Все перечисленные виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга.
В школах, где хорошо поставлена внеклассная работа по биологии, не может существовать какая-нибудь только одна ее форма. Проведение массовых мероприятий обязательно связано или с индивидуальной или групповой работой по их подготовке, или с работой кружка юных натуралистов.
Большое значение в развитие познавательных интересов во время проведения ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
имеют биологические игры
. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность тоньше воспринимать окружающую природу.
В школе часто проводят игры, которые требуют мускульных напряжений. Игры же, направленные на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния, не нашли еще должного применения.
Биологические игры, способствующие развитию внешних чувств, с успехом могут быть использованы в школьной практике. Такие игры можно проводить в комнате и в природе, во время ботанических экскурсий или краеведческих походов.
Как правило, познавательные игры требуют сообразительности, ориентировки в определенных условиях и большой наблюдательности.