Заключение

Современная сурдопедагогика определяет учебно-воспитательный процесс как важнейшее средство адаптации и развития слабослышащего ребенка. Одной из самых значимых задач этого процесса является обеспечение условий для наиболее эффективного обучения детей языку.

Формирование грамматического строя речи основывается на принципе обеспечения речевого общения (коммуникативный принцип) и обеспечивается речевой деятельностью детей в процессе обучения.

Специфические уроки формирования грамматического строя речи и использующаяся на них система тренировочных упражнений являются важнейшими методическими условиями, способствующими формированию грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.

В ходе нашего исследования нами были выявлены особенности используемых учащимися 2 и 3 классов синтаксических конструкций:

- чаще всего используется простое одно- и двусоставное полное нераспространенное и распространенное (прямым дополнением, обстоятельствами места и времени, иногда - определениями) предложениями, что соответствует программным требованиям;

- употребление грамматических категорий сводится к употреблению имен существительных в качестве дополнений, глаголов в качестве простого глагольного сказуемого, а также наречий в качестве обстоятельств. Имена прилагательные довольно редко используются в качестве определений.

Кроме того, нами выделены особенности умений детей определять число и род имен существительных:

- при оперировании категорией множественного числа дети опираются на наиболее выраженные флексии (окончания и и ы);

- при определении категории рода имени существительного учащиеся руководствуются принадлежностью окончаний к той или иной родовой группе.

Анализ опыта работы учителя на уроках закрепления изученного материала позволил выявить группы тренировочных упражнений, наиболее широко представленных на данных уроках:

- упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа);

- упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа);

- упражнения на конструирование словосочетаний (5 группа);

- упражнения на конструирование предложений (6 группа).

Также нами были выявлены виды и характер помощи учителя учащимся с различным уровнем самостоятельности при выполнении ими тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.