Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника.
В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности – цели (терминальные), вторую ценности – средства (индустриальные). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в жизни, - очень важный показатель зрелости в юношеском возрасте.
С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов (В.П. Тугаринов, 1968, Б.С. Круглов, 1983).
Следующие показатели, характеризующие особенности формирования ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, выступала содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому. М. Рокич провел большую и тщательную работу по анализу различных наборов ценностей самых разных этнических и политических групп людей и на этой основе создал шкалу ценностей, которая в обобщенном виде отражает наиболее актуальные ценности человека, живущего и работающего в современном развитом мире.
Поскольку методика Рокича предназначалась для изучения ценностных ориентаций взрослых, работающих людей, то она была модифицирована применительно к учащимся школы. Учитывались возрастные особенности учащихся, которые обуславливают, с одной стороны функционирование механизма дифференциации ценностей, другой – характер выбора тех или иных ценностей, как актуальных для школьников 9-10 классов. Проведенные предварительные исследования показали, что стандартная процедура принудительного ранжирования А. Гоштаутаса, Н.А. Семенова и В.А. Ядова всех восемнадцати терминальных ценностей, когда у некоторых учащихся, может быть, еще не сложился психологический механизм ценностного выбора существенно искажает психологическую сторону особенностей формирования ценностных ориентаций. Поэтому восемнадцати ранговая шкала была заменена более привычной для учащихся пятибалльной. Методика исследования включает перечисление в произвольном порядке 18-ти основных ценностей жизни, актуальных для современного человека. Каждую из них исследуемый должен был оценить по пятибалльной системе с точки зрения ее значимости для него как цели жизни. В инструкции указывалось, что каждая ценность баллируется отдельно, в соответствии с ее значимостью.
В соответствии с тем, как исследователи понимают ценностные ориентации, были проведены обработка и интерпретация полученных данных. Прежде всего определялась степень сформированности ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот параметр ценностных ориентаций, служила вариативность оценок, которые учащиеся используют при определении той или иной значимости ценности. В случае, когда учащиеся используют все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить об определенной сформированности у них механизма дифференциации. Использование испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (в основном 4 и 5) свидетельствует о том, что умение дифференцировать ценности находится на начальной стадии формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не в состоянии дать оценки, то можно предположить, что дифференциация у этих учащихся еще не сформировалась.