Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника.
Так же степень сформированности ценностей определялась по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей ценностных ориентаций учащихся нужно было исключить тех, у кого отсутствует умение дифференцировать ценности. У всех остальных учащихся обнаружена разная степень сформированности структуры ценностей, по которым мы определяли в зависимости от содержания типы ценностных ориентаций.
Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировку данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации выявили тех школьников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.
На основе предложенной обработки и анализа мы получили типологию ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Устойчивость полученных характеристик ценностных ориентаций учащихся определялась повторным обследованием тех же школьников то этой же методике спустя 2-3 недели. При этом изменялся порядок расположения ценностей в экспериментальном блоке.
Полученные данные, прежде всего, позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности учащихся, нарисовать, так сказать «ценностно-ориентационный портрет школьника-старшеклассника». В общей иерархии абсолютно доминирует ценность «сохранение мира между народами». Она получила высший балл абсолютно у всех обследованных школьников. Другая ценность – «жизненная мудрость» - никак не была оценена школьниками, что с точки зрения возраста представляется вполне естественным. Так, если сохранение мира между народами для всех главная ценность, то жизненный опыт для учащихся даже старших классов не может стать личной ценностью.
Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимает ценность «интересная робота». Кроме нее «хорошие и верные друзья», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь».
Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: «уверенность в себе», «познание», «активная деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «равенство», «красота», «материальная обеспеченность».
Последняя в структуре ценностных ориентаций ценность «удовольствие». Это указывает, что для средне выборочной характеристики старшеклассников указанная ценность не входит в число основных целей жизни человека.
Если на основе полученных данных попытаться дать ценностно-ориентационный портрет исследуемой совокупности старшеклассников, то он будет выглядеть примерно так: «Главное в жизни – это найти работу (интересную) и хороших, верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на земле и ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь семью, основанную на взаимной любви. Конечно же нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно так же быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно так же иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства, но, к сожалению, не всем это доступно».