История высшего образования в Украине
В начале 60-х гг. начинает расширяться сеть государственных университетов путем преобразования в университеты крупных педагогических институтов: Донецкий, Симферопольский.
Главными задачами высших учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками. Высшая школа постоянно совершенствует качество подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры, перспектив их развития. Неотъемлемой частью деятельности вузов является развитие научно-исследовательской работы, создание учебников и учебных пособий, подготовка научно-педагогических кадров, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства.
Учебный процесс в вузах тесно сочетается с производственной практикой. Подготовка специалистов всех профессий осуществляется на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для соответствующей группы специальностей.
Отличительной особенностью университетов по сравнению с пединститутами в вопросе подготовки педагогических кадров была научно-исследовательская направленность университетского образования.
В 1960-1970 гг. основное внимание при планировании подготовки кадров обращалось на те звенья высшего образования, которые обеспечивали научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, дальнейший рост культуры и благосостояния трудящихся. Началась подготовка кадров по многим новым специальностям, в частности по механизации учета и вычислительных работ, обслуживанию приборов точной механики, электроакустике и звуковой технике, обслуживанию электровакуумных машин, оптических приборов, проектированию и эксплуатации атомных и энергетических установок, электрических систем, полупроводниковых материалов, по теплофизике, кибернетике, технологии полимерных материалов и др.
В 1974-1975 гг. на основе действующих учебных планов вузов были созданы рабочие учебные планы, в которых определялось количество часов, затрачиваемых студентами на самостоятельную работу по каждой дисциплине. При этом внимание обращалось на сложность учебного курса, его трудоемкость и значимость для специалистов данного профиля.
С целью профессиональной адаптации выпускников с 1972 г. была введена годичная стажировка молодых специалистов на предприятиях народного хозяйства. Всестороннее укрепление связей вузов с производством по всем направлениям (производственная практика и стажировка, организация филиалов профилирующих кафедр на производстве, лабораторий, учебно-научно-производственных объединений и др.) и на этой основе улучшение профессиональной подготовки специалистов являлись основными задачами высшей школы. Этот этап развития высшей школы характеризуется не только увеличением объема и расширением тематики научно-исследовательской работы, но и возрастанием роли научной деятельности высшей школы в общегосударственном масштабе.
В середине 70-х гг. была сделана попытка совершенствования процесса формирования высококвалифицированных специалистов–педагогов в условиях университетов. В методическое обеспечение были внедрены учебно-методические комплексы, которые были призваны обеспечить единство фундаментальной, специальной и психолого-педагогической подготовки. Однако, их реализация носило в большей степени формальный характер. Определенную роль в подготовке специалистов с высшим образованием сыграли комплексные планы, которые ориентировали на всестороннее гармоническое развитие личности студентов.
Прогрессивной тенденцией высшей школы 70-х гг. явилось новая форма организации самостоятельной работы студентов, проведение внутрисеместровых аттестаций.
Вместе с позитивными изменениями необходимо отметить и негативные, имевшие место в истории высшего образования 60-70-х годов. Научно-технический прогресс требовал мобильной системы подготовки специалистов, а вузовские программы практически не менялись. Вузы были в плену инструкций и предписаний, они не имели права изменять программы обучения. Погоня за выполнением плана приема и выпуска специалистов приводила к тому, что исключить нерадивого студента можно было только в случае, если он сам прекращал посещать продолжительное время университет, либо совершал криминальный поступок.