Структура способностей
Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.
Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действующие нормативы и эвристически найденные самостоятельно. Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность — это технология труда, педагогическое общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.
Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.
В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:
1. Проектирование.
· формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;
· планирование учебного курса с учетом поставленных целей;
· учет этапов формирования умственных целей;
· предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.
2. Конструирование.
· отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;
· подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;
· выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;
· планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
· разработка заданий для самостоятельной работы студентов;
· выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.
3. Организация
· организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;
· использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;
· организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;
· применение ТСО при передаче информации;
· ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;
· создание тестов по читаемому курсу;
· изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
4. Социально-психологическое регулирование.
· стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;
· дисциплинирование студентов;
· установление обстановки сотрудничества;
· оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры;
· конструктивное решение конфликтов;
· управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;
· активизация познавательной деятельности студентов;
· саморегуляция своих психических состояний;
· установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.
В научном исследовании:
· использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов;
· формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания;