Ломоносов: заслуги перед русской школой

Ломоносов распространил сочинения великого чеш­ского педагога Я. А. Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского универ­ситета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768 году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.

Некоторые итоги педагогической деятельности подвел сам Ломо­носов в отчете «О завершенных и незавершенных научных и литера­турных работах»: «В Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном состоянии, затем что

1)жалованье им давалось в руки, которое брали к себе их родители или свойственники и держали больше на себя, нежели на школьников, так что в школы приходили в бедных рубищах, претерпевали наготу и стужу, и стыдно было показать их посторонним людям; притом же пища их была весьма бедная, и чуть иногда хлеб с водою, в таких обстоятельствах наука мало шла им в голову;

2)да и времени им к тому не было, затем что дома должны были служить отцу и матери для бедности, а в Гимна­зию ходя по дальнему расстоянию, теряли лучшие часы и всегда случай имели резвиться и от школы отгуливать.

Итак, не дивно, что чрез семь лет не было произведено из Гимназии в университетские студенты ни единого человека. Но после поручения оной Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оныя неудобства отвра­щены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и студенты, в общежитие, снабдены приличною одеждою и общим довольным сто­лом по мере определенного им жалованья, не теряют времени ни ходь­бою на дом, ни службою родителям, ни заочною резвостию, будучи у инспектора Гимназии и нарочных надзирателей перед глазами в одном доме . И, наконец, сочинены для каждого класса особливые инструк­ции учителям, и обще для всей гимназии — регламент с совета профес­соров, которыми свидетельствован и опробован от его сиятельства г. президента, и по нему учение в Гимназии производится с несравне­нно лучшим успехом, ибо в три года произведено из Гимназии в универ­ситетские студенты 17 человек экзаменованных и удостоенных про­фессорами».

Ломоносов имел все основания утверждать, что доверен­ные ему университет и гимназия, «невзирая на великие соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке».

Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во мно­гом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

Источником формирования педагогических идей Ломоносова яви­лись прогрессивные взгляды выдающихся мыслителей эпох антично­сти, Возрождения, Просвещения. Не случайно в центр своих социаль­ных идей он поставил изучение человека как части природы. Он был первым русским педагогом, разработавшим педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание.

Естественно-научный материализм Ломоносова характеризуется наличием в нем элементов диалектики. Причины изменений в объек­тивном мире ученый видел внутри самих явлений. Он вплотную подо­шел к пониманию внутренних противоречий как источника развития мира. Гениальным является диалектическое утверждение Ломоносова о единстве материи и движения. Выда­ющимся является открытие Ломоносовым закона о сохранении мате­рии и движения: «Но все встречающиеся в природе изменения происхо­дят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столь же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько соообщает другому, им двинуто­му».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10