Идея опережения
У Софьи Николаевны 60 уроков эта тема изучается только в перспективе, а потом еще четыре вместо пяти положенных по программе. В эти часы идет обобщение. И тут пяти часов оказывается даже много. Все ребята в классе активны: тема-то уже освоена.
Программное время экономится (по этой теме – 1 час). Одна за другой перспективы дают значительное опережение в прохождении программы. Это время используется для закрепления, создания навыка – для развития быстроты реакции в устных ответах и в выполнении письменных упражнений.
Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно.
Экономит он и время учителя. Когда-то проверка тетрадей занимала у Софьи Николаевны, как еще и сейчас у многих, 2,5 часа в день. Но уже три десятка лет все иначе. Лысенкова тетради домой не носит, проверяет в школе 25–30 минут (в классе тридцать учеников). Для этого нужно только одно – чтобы почти не было ошибок.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что настроение играет для здоровья огромную роль. Ровное душевное состояние, уверенность в себе, удовольствие от каждого дня – когда утром хочется идти в школу, – так необходимо и учителю, и ученику.
Успех – один из самых важных результатов опережающего обучения. Софья Николаевна повторяет: “Дети любят учиться, но важно уточнить: дети любят хорошо учиться”.
От учителя зависит: путь к знаниям будет для ребенка серым и злым или розовым и добрым. Этот настрой остается с детьми при выходе из начальной в среднюю школу.
Опережение имеет варианты – от возраста учеников, от целей и направленности обучения, государственных и частных, задумок самого учителя.
Опережение Софья Николаевна прорабатывала и с восьмилетками (было и такое), и с семилетками, и с шестилетками и снова с семилетками. Классы называла разными буквами. Класс “Э” – класс эстетики. Кроме основных программных предметов дети занимались музыкой, изо, артистическим искусством, фольклором, английским языком. Все это входило в расписание, а время экономилось за счет опережения. В первом классе эшки учились совсем без домашних заданий
Класс “Я” (Я читаю, я считаю, я пишу) – это класс, который Софья Николаевна взялась готовить за год до школы: два урока по 35 минут один раз в неделю вместе с родителями. Подготовка – это был ответ Софьи Николаевны на веяния времени – повсеместное введение экзаменов при приеме в первый класс. Жалко было детей, хотелось им помочь поступить в любую школу, какую они с родителями выбрали, но для класса Софьи Николаевны выигрыш был иной: 1 сентября, когда дети пришли уже в большую, настоящую школу, на партах были учебники второго (!) класса. Переход к глубокому опережению у яшек прошел более мягко, чем с классом “Э”.
Большая перспектива – это связь между годами обучения, мостик в новый учебный год.
Какие же темы выбирает С.Н. Лысенкова для большой перспективы?
По математике: из первого во второй год большая перспектива “Табличное умножение – деление”. Уже в первом классе эта тема полностью дается, но, конечно, только по первому кругу.
Из второго в третий – “Действия с многозначными числами: сложение, вычитание, умножение, деление”, все операции в пределах трехзначных чисел.
По русскому языку: из первого во второй – углубление, развитие темы “Безударные гласные в корне слова”, “Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова”. Нелишним Софья Николаевна считает углубление тем: “Мягкий знак разделительный”, “Двойные согласные”, “Предлоги”, “Связь слов в предложении”.
Годы обучения словно сворачиваются пружиной: первый учебный год за три четверти подает руку помощи второму, второй помогает третьему. Между начальной и средней школой тоже проложен мостик.
В третьем для пятого (по программе “1–3”) по математике в качестве большой перспективы – “Десятичные дроби”. В течение 40 уроков Лысенкова постепенно подводит детей к этой центральной теме пятого класса.
По русскому Софья Николаевна, оставила в третьем классе все, что было срезано в новой программе для разгрузки. Оставила тему “Сложное предложение”, взяла “Сложные слова”, оставила “Прямую речь”, “Наречие”, дети легко разбирают предложения по членам, обозначая названия второстепенных членов.
Шестилетки, эшки, яшки, глубоко опережая, выдали к концу второго года обучения мостик в год и в третьем уже учились по пятому! Образовалась новая система, новое сцепление: в первом и по второму, во втором и по третьему, в третьем и по пятому . в десятом и по одиннадцатому.