«Мне учебник нужен как текст»
Bот уж верно: "мы –страна крайностей. Вчера - "учить всех и учить хорошо". Сегодня - безудержное разделение детей почти во всех школах. Отбор и отсев по теории на благо детей: "корректировать, выравнивать, окружать вниманием". На деле: этот класс на показ, а этот - на выброс! Результат этих диссертаций у всех на виду. Два миллиона отставших от учения детей. Со всеми вытекающими последствиями. Мы их тоже нередко видим. Выглядывают из камер малолетние преступники, малолетние бомжи дают интервью с улиц, даже столичных. [4]
А отпавшие от выбранной профессии учителя! Кстати, классы для изгнанных эту проблему усугубили. Новичку и карты в зубы. Старожилы не поддадутся, им отберут лучшее.
Таня лет шесть назад пришла в школу на "русский язык". Вся горела желанием работать. Дали "выравнивание". Я с ней встречалась в столовой в "окошки". Светло, просторно, уютно. Проверяли тетради. Откровенничала: сорок-тридцать ошибок у каждого почти за урок - такой багаж набрали. И этому все равно радовалась: "Петя стал делать на десяток ошибок меньше, значит, растет". Но время взрослит понимание этих детей, понимание того, что движутся в никуда. Хоть и с протянутой рукой поддержки учителя. Путь неуспеха воспитывает хамство, открытое отторжение от добра. Отсюда и ответное решение Тани: "Я ухожу, они меня уже съели, а мне еще замуж нужно выйти да ребенка растить здорового. Ведь с кем поведешься, от того и наберешься".
Ну а так называемые классы "на показ"? Сегодня таких множество. Что здесь? Новые учебники, новые эксперименты. От них не откажешься, их спускают сверху. Да и для школы заманчиво: разряд сулят повысить и престижно. Но раз "взялся за гуж, не говори, что не дюж". Надо добывать результат. Любыми способами. Отсюда отбор. Этого еще мало. Практически нет чистоты эксперимента. Приспосабливаются коллеги. Начинают по заказу, продолжают по накатанному.
Вот письмо. Совсем свежее: "В школе очень тяжело, так как мешают работать, помогает Господь и Ваше Слово. До сих пор все кричат о развивающих программах, а работаем с вашими опорами, советами".
Короче, методы тех, кого называли новаторами, стали "бульдозерами" бизнес-учебников. Вот так, косвенно. Да и напрямую. Скажу о своем печальном "опыте". В каждом выходящем сегодня учебнике для начальной школы целые "куски" "из Лысенковой".
Отбор! Отсев! Перегрузки!
Сегодня все перемешалось: добро и зло, чистота и грязь, востребованность и воровство. Что бы сказали Матвеев и Соловейчик? А не пришлось бы говорить, все давно сказано. Просто в жизни все повторяется.
30 лет назад (юбилей!) пришли Новые программы. Вместо четырехлетки (начальная школа) - трехлетка, вместо арифметики - математика, вместо трудно - еще труднее. Забегали родители: носовые кровотечения у детей. Учителя придумывали новые дополнительные занятия (сколько шуму было!) Пугачева запела "То ли еще будет". Методисты и ученые стали думать: "Что бы убрать из расписания?"