Фрагменты уроков с использованием опорных схем.

Первоклассники - вчерашние малыши детского са­да. Они мыслят конкретно, образами.

И вот от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих обилие математических заданий, переходим к абст­рактной схеме.

Підпис: Вот простейшая схема - введение в анализ задачи (I класс):

Она создается на самых первых уроках при разборе задачи в картинках: «В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда еще 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе?»

Цель таблицы - оставить наглядный след первого объяснения элементов задачи. Выводу схемы сопутствуют вопросы учи­теля: «Что в задаче известно? Что мы знаем?» Хором говорим: «Мы знаем, что в вазе было 2 яблока, и мы знаем, что мама положила туда еще 3 яблока». При этом учитель заполняет рамку данными задачи на доске так:

2 3 «Это условие задачи

. Мы выделили условие задачи говорит учитель. - Что спрашивается в задаче?» «Сколько яблок стало в вазе?» Схема на доске допол­няется:

2 3? «Это вопрос задачи

. Мы выделили вопрос за­дачи. Сколько же яблок стало в вазе?» - спрашивает учитель. «Пять», - отвечают дети.

«Как узнали? Что сделали?» - спрашивает учитель. «К двум прибавили три», - говорят дети. Запись на доске продолжается:

23?

«2 + 3=5 - это решение

. Вы сказали решение зада­чи. Сколько же стало яблок в вазе, скажите еще раз». - «Пять».

Окончательная запись всей задачи выглядит на дос­ке так:

23?

2+3=5

«5 - это ответ задачи

. Мы сказали ответ задачи».

Далее учитель подводит детей к обобщению только что проведенного анализа задачи: «Какие же части, эле­менты задачи мы выделили?» (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами.

На следующем уроке схема перед глазами детей.

Перспективная подготовка системе обуче­ния Лысенковой дает возможность попутного прохождения трудных тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу.

Для осуществления этой цели программный материал удобно спланирован. Большие темы по русскому языку и математике разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему организовать далее на уроке оперативно многократное повторение и подготовить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному ее разделу. Мате­риал для перспективной работы берется из учебника, но иногда используются и дополнительные микро упражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После та­кой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

Учитель перестает чувствовать недостаток времени на изучение тем, а в некоторых случаях получает даже его избыток - фактическое опережение в прохождении про­граммы

Проверочная работа.

1. Решить пример: 12078+2106*6/3.

2. Решить уравнение: 96: к + 72=88.

3. Решить задачи:

1) Самолет за 3 часа пролетел 1800 км. В первый час - 3/8, а во второй час - 1/3 всего расстояния. Сколько километров пролетел самолет в третий час?

Решение записать действиями с пояснением.

2) Задача № 694 (стр. 144).

Результаты выполнения работы: на «5» - 18 человек; на «4» - 10; на «3» - 6.

Послебукварный период работы на уроках письма.

Задача – совершенствование умений и навыков овладения слогового письма, подготовка к восприятию курса грамматики.

Используются такие виды работы над предложением:

1. Комментированная запись предложения учителем на доске с одновременной записью в тетрадях.

2. Запись предложения учащимися под комментирование учителя (без записи на доске).

3. Комментирование предложения учеником с записью на доске и комментирование с места.

4. Обучение самоконтролю написанного предложения - чтение по слогам с выделением гласных (чтение вслух).

5. Введение грамматических заданий: подчеркнуть гласные, согласные, мягкие, твердые (при слоговом чте­нии).

Например, ученик выполняет задание: подчеркнуть согласные в предложении: Мышка грызёт корку, «Мыш - гласная ы, согласные м, ш - подчеркиваю, ка - гласная а, согласная к -- подчеркиваю» и т. д. Весь класс выполняет задание за ведущим.

Перейти на страницу: 1 2