Фрагменты уроков с использованием опорных схем.

Все грамматические задания выполняются в тесной связи теории и практики, с использованием схем. На­пример, задание: подчеркнуть гласные. На схеме чита­ются все гласные попарно. Следует вопрос: что вы знаете о согласных перед гласными I ряда? II ряда? Идет ком­ментирование предложения.

Підпис: - Прочитайте схему построения предложения (по указке учителя).

Ученик читает: «Первое слово в предложении пишет­ся с заглавной буквы, слова в предложении пишутся от­дельно; имена людей пишутся с заглавной буквы; в кон­це предложения ставится точка».

- В каких случаях еще пишется заглавная буква?

….

Работа над безударными гласными после прохожде­ния темы имеет место на каждом уроке во взаимодей­ствии с другими темами в плане развития беглости прак­тического действия. Это в первую очередь работа над предложением: одно предложение на каждом уроке ком­ментируется («Учись думать!»), другое записывается под диктовку («Думай сам!»), и тут же задание: найти безу­дарные гласные в корне и проверить их.

Тема: Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.

В процессе объяснения наращивается схема:

Підпис: Упражнения по теме предусматривают списывание с подчеркиванием орфограмм, разнообразные диктанты, комментирование предложений, устную работу со сло­вом (проговаривание, подбор проверочного слова). Все практические работы сопровождаются обобщением тео­рии по схеме. Обязательно накопление карточек.

Клубки, соседка, редкий, шапка, шубка, близкий, гребцы, мягкий, грибки, дубки, резкий, узкий, сладкий, площадка, будка, жидкий, верхушка, коробка, беседка, речушка.

Запланировано комментирование предложения: За­пах цветов несется от близкого леса.

Надо предупредить ошибку в слове близкого, на этом этапе пока трудном. На рейке доски группа слов по те­ме на карточках (орфограмма выделена зеленым цве­том):

редкий, резкий, близкий, жидкий, узкий, мягкий.

Учитель обращает внимание детей на карточки и предлагает для комментирования предложение. Учени­ку легко заметить трудную орфограмму. А остальные слова на карточках в порядке обобщения обговаривают­ся устно.

Перейти на страницу: 1 2