Фрагменты уроков с использованием опорных схем.
Все грамматические задания выполняются в тесной связи теории и практики, с использованием схем. Например, задание: подчеркнуть гласные. На схеме читаются все гласные попарно. Следует вопрос: что вы знаете о согласных перед гласными I ряда? II ряда? Идет комментирование предложения.
- Прочитайте схему построения предложения (по указке учителя).
Ученик читает: «Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно; имена людей пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка».
- В каких случаях еще пишется заглавная буква?
….
Работа над безударными гласными после прохождения темы имеет место на каждом уроке во взаимодействии с другими темами в плане развития беглости практического действия. Это в первую очередь работа над предложением: одно предложение на каждом уроке комментируется («Учись думать!»), другое записывается под диктовку («Думай сам!»), и тут же задание: найти безударные гласные в корне и проверить их.
Тема: Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.
В процессе объяснения наращивается схема:
Упражнения по теме предусматривают списывание с подчеркиванием орфограмм, разнообразные диктанты, комментирование предложений, устную работу со словом (проговаривание, подбор проверочного слова). Все практические работы сопровождаются обобщением теории по схеме. Обязательно накопление карточек.
Клубки, соседка, редкий, шапка, шубка, близкий, гребцы, мягкий, грибки, дубки, резкий, узкий, сладкий, площадка, будка, жидкий, верхушка, коробка, беседка, речушка.
Запланировано комментирование предложения: Запах цветов несется от близкого леса.
Надо предупредить ошибку в слове близкого, на этом этапе пока трудном. На рейке доски группа слов по теме на карточках (орфограмма выделена зеленым цветом):
редкий, резкий, близкий, жидкий, узкий, мягкий.
Учитель обращает внимание детей на карточки и предлагает для комментирования предложение. Ученику легко заметить трудную орфограмму. А остальные слова на карточках в порядке обобщения обговариваются устно.