Проблемы переходного возраста

Требование свободы часто означает страх перед ней. Поч­ти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ре­бенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в своей способ­ности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Подросткам необходимо руководство. Учителя, психиатры и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители не­которых из их друзей, и учили бы их, что хорошо и что плохо. Это не значит, что родители должны стать судьями своих детей. Роди­тели должны поговорить с учителями и родителями других подро­стков, чтобы выяснить обычаи и правила той местности, где они живут. Они, безусловно, должны обсуждать с ребенком эти прави­ла. Но, в конце концов, они должны "сами для себя решить, что они считают правильным, и настоять на своем, хотя это довольно труд­но. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе ска­зать: «Мы лучше знаем», но — с другой, они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что ро­дители доверяют ему, а не те правила, которым они его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, за­полняющие пробелы в его жизненном опыте.

Соперничество с родителями. Напряженность, возникаю­щая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естественным соперничеством. Подросток осознает, что пришла очередь покорять мир, привлекать противо­положный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют, и, разумеется, не очень довольны.

Возможны также трения между отцом и дочерью, между мате­рью и сыном. Между 3 и 6 годами мальчик сильно увлечен своей матерью, а девочка — отцом. После 6 лет ребенок старается за­быть от этом увлечении и отрицает его. Но когда в период отроче­ства он испытывает сильный напор чувств, они сначала устремля­ются, как весенний горный поток, по старому засохшему руслу, т. е. снова по направлению к родителям. Однако подросток под­сознательно чувствует, что это нехорошо. В этом возрасте его первая большая задача: изменить направленность своих чувств от родителей к кому-нибудь вне семьи. Он старается уничтожить свою любовь к родителям неприязненными чувствами к ним. Этим, по крайней мере, частично объясняется, почему мальчики грубят матери и почему девочки могут быть необъяснимо антагонистичны по отношению к своим отцам.

Родители, безусловно, привязаны к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

Формы проведения

В моем творческом проекте, я использую такую форму проведения, как родительское собрание, ведь нужно делать акцент не только в проведении воспитательных мероприятий с детьми, но и держать контакт со взрослыми, воспитание осуществляется не только в школе, но и дома, поэтому родители должны правильно разбираться в критических ситуациях, которые могут сопровождать процесс взросления их чадо, при этом сотрудничая со школой. Проводиться целый цикл таких родительских собраний, одно из которых будет представлено в моем творческом проекте.

Цель и задачи

Целью своего мероприятия я ставлю попытаться объяснить родителям, чем же отличается переходный возраст, что являет собой ребенок в этот период.

Задачи:

Показать на конкретном примере, какие возникают проблемы подростков в этот период.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10