Проблемы переходного возраста

Напутствие родителям:

В возрасте 11—13 лет у подростков начинают усиленно работать железы внутренней секреции и в кровь активно поступают гормоны, определяющие половое развитие, формирование внешнего вида человека и . состояние кожи. Активная работа желез внутренней секреции является основной причиной возникновения акне — угревой сыпи, которая так мучает подростков. Мучает не только физически, но гораздо больше — психологически. Невозможность быть свободным, чувствовать себя уверенно в новом коллективе становится особенно актуальной летом, когда ребенок активно общается со сверстниками и знакомится с новыми людьми. Например, в летнем лагере, в деревне у бабушки, на море. Он стесняется своей внешности, прыщей, замыкается в себе, не может самовыразиться — если ему не помочь, эта подростковая проблема может со временем превратиться в комплекс уже взрослого человека, с которым справиться будет гораздо сложнее. Поэтому не встречайте его грубость в штыки, не высказывайте недовольство, постарайтесь его понять и, что гораздо важнее, попробуйте решить его проблему — это будет огромным шагом к достижению психологической близости между вами. Предложите ему не нравоучения и абстрактные советы, а реальную помощь и поддержку!

А теперь уже сами родители задают вопросы, и вместе с учителем пытаются найти верное решение.

Заключительный этап

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно новый уровень клеточной формации. Ткани, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое анатомическое и функциональное целое, обуславливая работу всего организма. Вместе с тем, принцип целостности организма органично связан с признанием его индивидуальных особенностей, то есть – человек как отдельное, есть единство частного и общего, с потенциальным признанием индивидуального и особенного в каждом человеке.

14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайне сложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.

…далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.

…В это время усиливается значимость собственных ценностей. …

…В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе…

…возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и возможно, началом нового жизненного пути…

И.В.Дубровина

…В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью…

И.Ю.Кулагина

ЛИТЕРАТУРА:

Выготский Л.С. “Педология подростка” Москва, 1984 г.

Дубровина И.В. “Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту” Москва, 1987 г

. КУЛАГИНА И.Ю. “Возрастная психология” Москва, 1998 г.

НЕМОВ Р.С. “Психология развития” Москва, 1998 г.

ПЕТРОВСКИЙ А.В. “Проблема развития личности с позиций социальной психологии” Москва, 1984 г.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10