Как развивать произвольную память?
Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:
1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память) задачу.
Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного воспроизведения и запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл.
Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это значит:
— уметь внимательно выслушать задание до конца;
— стремиться активно запомнить необходимую информацию;
— пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую информацию.
В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.
Активное запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой повторения, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания:
ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине — см. игру «Купи в магазине .»). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания.
Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания. Оно часто сопровождается паузами, отведением в сторону взгляда, прищуриванием. При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую информацию.
Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.
2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения.
На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема «повторения», поскольку он легче всего формируется и овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию воспроизведения. «Воспроизводящее повторение» — это повторение не по ходу восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему «повторение» вы узнаете в разделе «Как нужно повторять?»
Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их названия, основаны на тех или иных способах логического мышления. К числу таких приемов относятся, например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация». Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствующее умственное действие, а на втором — ребенок
обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.
В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических приемов «группировка» и «смысловое соотнесение». О том, как обучать этим приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что касается мнемического приема «схематизация», то в этот период он формируется сначала только как прием логического мышления (см. «Тренировка логического мышления»). Как мнемический прием его целесообразно формировать тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).
Если ваш ребенок овладеет указанными приемами, его память станет более цепкой и прочной.