Творческие способности и их развитие.

Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Аме­риканский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестан­дартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию свое­го опыта».

Основными показателями творческих спососбностей являются беглость и гибкость мысли, ори­гинальность, любознательность, точность и сме­лость.

Беглость мысли — количество идеи, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли — способность быстро и без внут­ренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечи­вает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к другому, преодолевать фиксированность мето­дов решения, своевременно отказываться от скомпроме­тированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность — способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным виде­нием всех связей и зависимостей, незаметных при по­следовательном логическом анализе.

Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность — способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость — способность принимать решение в си­туации неопределенности, не пугаться собственных вы­водов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способ­ностей — Торренс — говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка пре­вратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потен­циал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значи­тельной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гиб­кости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собствен­ные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравит­ся сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для по­степенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии твор­ческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретно­го результата игры.