Формирование действий самоконтроля
Самоконтроль — это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:
1) при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;
2) в ходе непосредственного выполнения определенных действий;
3) после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).
Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное формирование общей способности у учению.
Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они способны простоять в неподвижной позе «часового» довольно длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.