Сформированность грамматических систем

Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующи­ми в языке закономерностями словоизменения и сло­вообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но различным грамматическим катего­риям (по родам, числам, падежам, временам и т ль) без изменения при этом основного .значения слова. На­пример, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразо­вании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называе­мые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребенка грамматиче­ских систем важна потому, что даже очень большой сло­варный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющи­мися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правиль­ного построения предложений необходимо умение грам­матически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевре­менно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.