Нумерация. Прямой и обратный счет. Счет конкретных предметов. Знание цифр

Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпада­ло с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Мо­жет вызвать затруднения и просьба пересчитать предме­ты не традиционно слева направо, а справа налево. Для разрешения этого затруднения предложите ребенку под­няться по лесенке с цифрами с одной стороны, а спус­титься с другой стороны.

Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

Как ты думаешь, кто стоит не на своем месте?

Найди место каждого футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.

Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.

Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для сравнения предмет­ных множеств и чисел, установления отношений равен­ства и неравенства между множествами и числами (боль­ше. меньше, равно).

Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

"Сколько? "

Сначала пересчитывают однородные предметы: пуго­вицы, листочки, карандаши, затем (на прогулке) раз­нородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем от­считывают по одному, потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,

Счет в обратном порядке более труден, поэтому сна­чала можно отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Оста­лось 4 карандаша, и т.д.

Тренироваться в счете ребенок может в разных игро­вых ситуациях. Можно прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д. Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Обратите внимание на слова: ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЗА, ОКОЛО

Перед числом 3 находится число 2. Цифра А находится между цифрами 3 и 5. За числом 5 идет число 6.

Тактично, исподволь обращайте внимание детей на из­менение порядковых числительных по родам. Надо под­бирать такие предметы, при пересчете которых нужно употреблять числительные разного рода.

Карандаш — один, два, три . Тарелка — одна, две, три . Яблоко — одно, два, три .