Особенности голоса детей с нарушенным слухом.
Часть выдыхаемого голоса у глухих может проходить между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, портящий голос. Попеременно то одна то другая складки перестают колебаться, что также сказывается на качестве голоса. Д. Вильсон и А. Митринович-Моджеевска указывают, что как следствие функциональной неполноценности голосового аппарата могут появляться узелки певцов.
Резонаторная функция, как правило, бывает нарушенной, что объясняется отсутствием эластичности и упругости резонаторных полостей. Направление голоса в резонаторные полости является сложной задачей для детей с нарушенным слухом. Мышцы, участвующие в образовании замыкающего глоточного кольца слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости. Этим можно объяснить часто встречающуюся у глухих носовую окраску голоса.
А. Митринович-Моджеевска указывает, что возникающие нервные импульсы тоже отклоняются от нормы, вследствие чего нарушаются функции нервных центров. Причиной этого также является функциональная неполноценность голосового аппарата.
Перейдем к анализу изменений тембра, силы, высоты и резонанса, характерных для детей с нарушенным слухом (6, с. 343-365; 31, с. 40-43).
К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:
1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.
2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани.
3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.
4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Ф. Ф. Рау видит его причину в опущении мягкого неба. Нам же это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра.
К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:
1. Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом.
2. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха.
Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента.
С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса:
1. Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. По данным Ф. Ф. Рау этот дефект встречается нечасто. Д. Вильсон, напротив, отмечает распространенность этого нарушения, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками) тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота основного тона обычно находится в пределах нормы.
2. Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Ф. Ф. Рау относит этот дефект к очень грубым, отрицательно влияющим на разборчивость речи.
3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.
По данным Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом могут встречаться следующие нарушения резонанса:
1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.
2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: ми н