Особенности голоса детей с нарушенным слухом.
. Они звучат как б
и д
.
3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта.
4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук “как из бочки”, появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых проходов свободна, а передние отделы непроходимы).
По данным исследований Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса.
Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения голоса детей с нарушенным слухом значительно варьируются в зависимости от степени снижения слуха.
Д. Вильсон отмечает, что у ребенка с небольшой потерей слуха может иметь место лишь незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как у ребенка со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы, высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи (6, с. 343).
Лучшее качество голоса ребенка с легкой степенью тугоухости по сравнению с глухим, с нашей точки зрения, можно объяснить следующими обстоятельствами:
во-первых, его голос развивается в естественных условиях (в речевом общении), путем подражания речи взрослых;
во-вторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим голосом, используя в качестве средства общения устную речь;
в-третьих, он может контролировать голос с помощью слуха.
Поэтому голос детей с хорошими остатками слуха имеет более естественную окраску, по сравнению с изначально “искусственным” голосом глухого ребенка. Слабослышащим значительно легче, чем глухим модулировать свой голос по силе, высоте, длительности, что благотворно влияет на качество речи в целом.
Однако, по нашему мнению, даже голос ребенка с легкой степенью снижения слуха может быть лишь приближен к норме; но никогда не будет восприниматься окружающими как нормальный, приятный на слух голос. И даже при отсутствии указанных выше изменений тембра, силы, высоты, резонанса голос детей с нарушенным слухом в той или иной степени отличается от голоса слышащих, что часто отражается на качестве устной речи.
Авторы Е. С. Алмазова, Д. Вильсон, О. В. Правдина, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау единодушны во мнении, что характерные для детей со сниженным слухом особенности голоса определяют следующие изменения их устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций, сложности с выделением словесного и логического ударения, нарушения темпа и ритма речи. Выраженность этих изменений у каждого конкретного ребенка зависит не только от состояния слуха детей, но и от качества специально организованной работы над голосом и устной речью.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте перечисленные особенности голоса и речи детей достаточно ярко выражены и у глухих и у слабослышащих.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса ребенка в норме. Поэтому очень важно именно в этот период проводить активную работу над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь то, насколько их голос будет приближен к нормальному голосу напрямую зависит от проводимой в детском саду (а в дальнейшем и в школе) специальной работы над голосом.
Таким образом, определяется важность глубокой и систематической работы над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками.