Работа над голосом в детском саду.
При работе над высотой голоса прежде всего необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона Вильсон Д., Правдина О. В. рекомендуют добиваться путем плавного, протяжного произнесения гласных (звук должен быть ровным по силе и высоте). Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса, используя, насколько это возможно, слуховое восприятие. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Мы заметили, что изменение силы голоса дается детям (особенно глухим) значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.
Таким образом, упражнения по развитию голоса нужно усложнять постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, используя речевой материал, доступный их произносительным навыкам. Важно подбирать материал эмоционального содержания. Необходимо создать условия, при которых дети будут использовать закрепленные в упражнениях навыки в самостоятельной речи. Кроме того, необходимо формировать у детей навыки самоконтроля над голосом (главным образом слуховой и тактильно-вибрационный).
Второе направление работы над голосом в детском саду с глухими и слабослышащими детьми предполагает коррекцию нарушений голоса.
По ряду причин, основная из которых, по нашему мнению, недостатки специальной работы (позднее ее начало, недостаточный объем), у детей часто возникают те или иные дефекты голоса. Описание этих дефектов и методы их коррекции подробно рассмотрены Ф. Ф. Рау. Мы остановимся лишь на основных его рекомендациях.
Последовательность коррекционной работы над голосом определяется оценкой тяжести того или иного нарушения. Сначала нужно исправлять наиболее грубые нарушения голоса, значительно влияющие на внятность речи. К грубым нарушениям Ф. Ф. Рау относит: фальцетный голос, а также повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках; голос низкий, беззвучный (так называемый “глухой”) с придыханием; гнусавый голос. Так же, с нашей точки зрения, к грубым дефектам можно отнести хриплый и сдавленный голос, так как эти нарушения отрицательно влияют на состояние голосового аппарата, а иногда являются симптомами органических поражений голосового аппарата.
При коррекции всех нарушений голоса сначала необходимо помочь ребенку отдифференцировать нормальное звучание и дефектное. При этом основное внимание следует уделять возможности ребенка услышать разницу звучаний; ориентироваться на слуховой контроль. В качестве вспомогательного средства используются тактильно-вибрационные ощущения (контроль за вибрацией груди, гортани, отсутствием вибрации крыльев носа). Для детей с небольшими остатками слуха тактильно-вибрационный контроль является основным. Получив требуемое звучание голоса, его нужно закреплять в различных слоговых упражнениях, в словах, фразах. Эту работу важно проводить систематически, на протяжении всего времени обучения ребенка, так как без тренировки навыки быстро исчезают.
Таким образом, работа над голосом в детских садах для детей с нарушенным слухом проводится одновременно в двух направлениях: развитие голоса и его коррекция. И для того, чтобы достичь максимальных успехов, необходимо правильно организовать работу. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, следует избегать монотонных, изо дня в день повторяющихся упражнений. Чтобы ребенок не терял интерес к занятиям, нужно их как можно больше разнообразить: постоянно сменяющейся деятельностью, красочным материалом, игровыми приемами. В, казалось бы, монотонное повторение слогов, слов и фраз можно внести и движение (элементы фонетической ритмики), и интересный ребенку наглядный материал (соответствующим образом оформленные зрительные опоры), и разнообразные игры. Все это значительно повысит эффективность занятий и благоприятно скажется на результатах работы.
Таким образом, работа над голосом одна из важнейших составляющих работы над устной речью детей с нарушенным слухом, так как качество голоса напрямую отражается на устной речи: на звукопроизношении, словесном и логическом ударении, интонации, слитности, темпе; поэтому голос наряду с другими факторами определяет внятность устной речи.
Изучение теоретических основ работы над голосом позволяет сделать следующий вывод: