Работа над голосом в детском саду.
Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе, его акустических характеристиках; о физиологии голосообразования; о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса детей с нарушенным слухом; и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.
— Учитывая знания о развитии голоса ребенка в норме, необходимо как можно раньше начинать работу над голосом с неслышащими дошкольниками.
— В соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием слуха ребенка необходимо варьировать программные требования, приемы и темпы работы. Ведущей формой организации должны быть индивидуальные занятия.
— Учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией (звукопроизношением). Только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата.
— В работе над голосом необходимо максимально использовать остаточный слух ребенка, так как слуховой контроль благоприятно отразится на качестве голоса. Наряду со слуховым контролем необходимо использовать тактильно-вибрационный.
— Для развития голоса ребенка с нарушенным слухом большое значение имеет комплексное воздействие: сурдопедагога, воспитателя, родителей, которые должны побуждать ребенка пользоваться своим голосом в общении с окружающими, должны помогать контролировать звучание голоса.
— В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода голосовые упражнения должны проводиться на материале слогов, слов и фраз. Весь речевой материал ребенок должен уметь произносить.
— Материал для работы над голосом должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным.
— В процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые возможности ребенка, формировать правильные навыки пользования голосом и исправлять его нарушения.
— Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребенка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.