Организация и методика исследования.
Учитель: Это какой мишка?
Ребенок: Маленький.
Учитель: Маленький мишка ходит, послушай: ТОП-ТОП. (высоким голосом).
Ребенок: ТОП-ТОП (повторяет за учителем).
Упражнение проводится с использованием движений. Учитель пытается мимикой передать разницу между большим и маленьким мишкой. Но, как правило, дети не могут различить на слух и воспроизвести низкий и высокий голос.
Используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией груди (перекрестный, затем самостоятельный), обращается внимание детей на движение гортани вверх и вниз.
С теми из детей, кто справился с этим заданием, мы проводили еще одно упражнение, которое усложняется требованием воспроизвести звук высоким, средним и низким голосом.
Упражнение № 4. Оборудование: таблички; наглядный материал: схематичное изображение лестницы, буква А, вырезанная из цветной бумаги.
Учитель: Посмотри, это лестница
Это что? (предъявляется буква А).
Ребенок: А.
Учитель: Верно. Буква поднимается наверх. Посмотри Вот здесь. Послушай А _ (низким голосом).
Ребенок: пытается повторить. (Учитель помогает, показывая движением рук, что голос низкий, указывает на вибрацию гортани).
Учитель: Молодец. Посмотри: Буква здесь Послушай: А _ (голос средней высоты).
Ребенок: пытается повторить. (Учитель показывает руками, что голос выше. Помогает ребенку уловить разницу между низким и средним по высоте голосом.)
Учитель: Посмотри: здесь А _ (низким голосом), здесь А (средним голосом).
Ребенок: повторяет за учителем. (отраженно)
Учитель: Молодец! Посмотри: “А” наверху Послушай: А _ (высоким голосом).
Ребенок повторяет.
Учитель: Хорошо. “А” будет подниматься, а ты говорить: низким, средним и высоким голосом. (Показывает руками.)
Ребенок пытается говорить “А”, изменяя высоту голоса. Сначала сопряженно с учителем (если необходимо), затем отраженно и самостоятельно.
Силу голоса мы оцениваем субъективно, наблюдая за ребенком на занятиях и в процессе свободной игры. Для проверки умения изменять силу голоса детям предлагаются следующие упражнения.
Упражнение № 5.
Произнесение гласных тихо и громко. Гласные записаны на табличках о-тихо, О-громко.
Учитель: Будем говорить тихо и громко .
Посмотри: о – тихо. Послушай: о .
О – громко. Послушай: О _.
Ребенок: о _ О _ (сопряженно).
Учитель: Хорошо. Теперь сам. (Показывает ребенку то маленькое, то большое “О”.)
Ребенок: о _ О _
(Далее то же с другими гласными.)
Учитель: Молодец. (Показывает табличку.) Тётя Марина - скажи тихо.
Ребенок: Тётя Марина (или просто тётя) – тихо.
Учитель: Хорошо. (Отходит дальше от ребенка.) Скажи громко, чтобы я слышала.
Ребенок: Тётя. (Громко.)
Учитель: Молодец. Хорошо.
В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией гортани.
После этого упражнения мы усложняем задание. Детям предлагается постепенно изменять силу голоса.
Упражнение № 6.
Ребенку предлагается игрушка: самолёт.
Учитель: Что это?
Ребенок: Самолёт.
Учитель: Да, самолёт. Как он летает?
Ребенок: показывает, как летает самолёт.
Учитель: Верно! Послушай: У _.
Ребенок: (играет) У _.
Учитель: Посмотри, самолёт летит далеко: у_ (тихо). Близко: У _ (громко). Здесь (над головой ребенка – очень громко) У _. И улетает далеко у _ (тихо). Послушай: у_у у У _у__у_у_.
Ребенок: произносит сопряженно с учителем.
Учитель: Молодец. Теперь сам. (Отдает игрушку ребенку.)
Ребенок: выполняет упражнение самостоятельно.
Если ребенок не может выполнить задание, ориентируясь на слуховое восприятие изменения силы звучания, учитель обращает внимание на последовательное, плавное изменение вибрации гортани и груди.