Организация и методика исследования.
Результаты исследования заносятся в индивидуальную “Голосовую карту” ребенка.
В “Голосовой карте” отмечается качество голоса ребенка в целом, оценивается состояние основных его характеристик (тембра, силы высоты), выделяются имеющиеся нарушения голоса, а также описывается умение ребенка модулировать голос по силе и высоте, и особенности речевого дыхания.
Голос ребенка оценивается по четырехбальной системе. (За основу мы взяли систему оценки, предложенную Д. Вильсоном, но значительно изменили ее.) Целесообразность такого подхода к оценке голоса объясняется тем, что одно и то же нарушение может быть как слабовыраженным, едва заметным, так и резким, сильно ухудшающим качество голоса. Поэтому подобная оценка, по нашему мнению, наглядно демонстрирует педагогу, на что необходимо в первую очередь обратить внимание в коррекционной работе над голосом. Основным критерием оценки является влияние отмеченных особенностей голоса на внятность устной речи ребенка.
Таким образом,
1 балл – норма, которой для слабослышащих дошкольников считается приближенное к естественному звучание голоса;
2 балла – легкое нарушение, не оказывающее значительного влияния на внятность речи;
3 балла – умеренно выраженное нарушение, значительно ухудшающее внятность речи;
4 балла – тяжелое нарушение, которое делает речь ребенка малопонятной окружающим.
На основании результатов исследования и данных изученной литературы, мы предполагаем выделить методические рекомендации для работы над голосом с детьми контрольной группы.