Межпредметные связи как дидактическое условие формирования математических понятий.
В объяснительной записке к программам каждого учебного предмета имеется указание на то, что одна из целей обучения - подготовить учащихся образованных в широком смысле слова, вооружить их знаниями, умениями и навыками в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности. Достижению этой цели соответствует такая постановка преподавания, когда процесс обучения становится процессом активного соединения теоретических знаний и практических умений и навыков
От широты овладения фактами, понятиями и теориями, а также от того, какими путями, методами познания и с помощью каких средств усвоены факты, понятия и теории, зависят формирование научного мировоззрения, глубина знаний, прочность умений и навыков, развитие качеств личности, влияние знаний на действенно практическую сторону сознания и поведения и т.д.
Выполнению этой задачи должно служить осуществление межпредметных связей в преподавании школьных предметов. Любой учебный предмет является комплексом дидактически переработанных основ наук. Но, сохраняя внутреннее единство, каждый из них органически связан с другими общей для них задачей - осуществлением функций познания, воспитания, развития и формирования личности. Каждая отрасль науки рассматривает отдельные стороны объектов и явлений с позиций, ей присущих, но так как объекты и явления материального мира взаимосвязаны между собой, то всестороннее познание явлений природы и общества возможны лишь при условии осуществления межпредметных связей.
По отношению к процессу обучения межпредметные связи выступают в качестве одного из его дидактических условий. Реализация их осуществляется прежде всего в важнейших элементах мышления и практической деятельности, которые формируются в процессе учения, т.е. В понятиях, умениях и навыках.
Большинство естественнонаучных понятий имеет сложное содержание и много связей с другими близкими и отдалёнными понятиями. Поэтому развитие у школьников понятий на уроках математики, физики, химии и других предметов - длительный процесс, представляющий постепенное овладение одержанием и объёмом понятий, усвоения связей и отношений между понятиями.
Исходные начала формирования понятий для учащихся на уроках разнообразны. Психологи утверждают, что это могут быть восприятия и действия с предметами, или только восприятие, или образ, или представление, или обобщение и абстракция. Все указанные начала возникновения понятий находят то или иное практическое применение в процессе обучения основам наук.
Реализация межпредметных связей в процессе формирования понятий осуществляется по следующим этапам:
1. Восстановление знаний, усвоенных учащимися ранее при изучении школьных предметов, обеспечивающих необходимую базу для ознакомления с исходным понятием;
2. Вычленение существенных признаков вводимого понятия;
3. Уточнение существенных признаков при сопоставлении их с несущественными;
4. Отчленение формируемого понятия от ранее усвоенных понятий;
5. Установления связи нового понятия с другими, близкими ему понятиями;
6. Синтезирование признаков в формулировке содержания понятия;
7. Использование понятия с целью его проверки и закрепления;